Вопрос : "Чем философско-мистический индуизм отличает от традиционно исповедуемого большинством (бхакти)?"
Индуизм, буддизм, джайнизм как религии также связаны с образованием государственности, которые стремилась создать собственную историю и заботились о сохранении литературных источников. В индуизме брамины мало беспокоились о проблемах и смысле жизни человека. Индусам свойственна логика мышления, а так как в этот период в Античной философии присутствовали идеи реинкарнации, то индуизм унаследовал эти идеи. Поэтому сначала возникают переходные формы между мифологией и философией, и эта теория осознания мира называется предфилософией. Постепенно формируется релилигиозное представление. Основной задачей Упанишад, Веды (самхиты), Веданты-сутра (5 в до н. э.) стояло согласовать единство между человеком и самим принципом бытия (между душою мира и душою человека), - паратман и дживатман, так как в основе предфилософского обоснования лежит идея переселения души. Мировая Душа (ид) - Атман, - это безличный дух, а в душе человека (в сердце конкретно), живёт Пуруша, как некий дух. Задача человека познать тождественность: "Я есть Брахма". Кто понимает, что есть Брахман, боги не препятствуют человеку в его творчестве. Поэтому религиозная практика включает в себя опыт медитации, развитию сверхспособностей, присутствующих в человеческой природе. В этой связи имя Бога, как в индуизме, так и буддизме (познание Истины), так в джайнизме не существует, так как отсутстуювует связь с Личным Богом.
Этот "религиозный эволюционизм" есть таким образом, не что иное как классический пантеистический имманентизм. Поэтому религиозное течение в индуизме, в его основе, развилось народное сектантское движение бхакти в Индии, как привязанность к божеству, потому как божество привязано к человеку, находясь в одном пространстве (философское противоречие). Ввиду того, что Индуизм является формой культуры (3000 лет до нэ.) в 19 веке ведийскую профилософию было принято отнести к религиозно-философскому учению и считать религией, так как является основанием государственности, нации, культуры итд. Поэтому идея реинкарнации сохраняется в религиозных вариациях, т. е. сектах Божество (в оккультной практике) включено здесь также в механизм мира и, следовательно, доступно раскрытию и постижению обычным закономерным путем, подобным естественному причинно-следственному ряду. Но, этот путь подобен дурной бесконечности, в которой ничего познано человеком быть не может, так как сам Абсолют предстаёт лишь потенциально, в качестве возможности беспредельной лестницей движения без достижимой цели и при этом в одном пространстве (идеалистический монизм). Таким же образом гностичесие учения (теософия) определяет веру (как свойство души) как уровень низкого состояния. Кант справедливо разоблачает теософию, как наукообразную
(гностическую) теологию, как дурную бесконечность познания. Потому что попытка управлять сверхъестествнным миром, или практика развития, сверхспособностей без участия Трансцендентального Вечного Бога методом медитации может привести к тяжёлым последствиям, так как технологии специальных упражнений воздействует на психиху человека, как эта практика основывается на методах воздействия на психику человеческого организма (из рассказов писателя Артура Мейчена). Автор повествует о трагических случаях огромного количества людей, занимающихся оккультной практикой. Поэтому Всегомущество, Вечного Творца не согласуется с философской теорией и считается противоречием логического мышления. В этой связи, интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Поэтому философия возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и монотеистической религией, основанной на божественном откровении, в котором Бог открывает Себя человеку и наукой как новым эмпирическим знанием и мышлением. Поэтому Философия - это системно -рационализированное мировозрение, которое формируется несколько позже. Поэтому полнота богословия все-таки остаётся за христианством.