Редкий случай когда вопрос "
что означает?" не формально-словесный, а потому бессмысленный для веры, а смысловой (духовный).
По сути смысл всей притчи о десяти девах в этом самом "елее" (масле). Ибо Жених когда они стучат в дверь отвечает им, - "
«истинно говорю вам: не знаю вас»" (ну не потому же право слово что иные "не запасливы"?).
Второй (пусть и несколько меньший) духовный смысл в слове "
девство" на что обращают наше внимание многие св. отцы, но о нем в конце.
Христос говорит в предыдущей главе о Своем 2-м присшествии (т.е. о Суде и Воскресении), затем сказывает 4 притчи без объяснений и заканчивает опять Судом (что одни пойдут в жизнь вечную, а иные "в никуда" = в муку вечную). Т.е. как бы внутри смысловых скобок 2-го присшествия нам даны 4 притчи связанных сим общим смыслом. Причем в конце 1-й и 2-й притч повторяется слово "бодрствуйте" (живите, не расслабляйтесь и не "спите").
Стало быть "сон" это ожидание 2-го присшествия Христа после смерти (во сне светильник не "поправишь")?
О светильнике говорится и в:
Мф 6:22,
Лк 11:34,
Лк 11:36,
Ин 5:35 (связно с "оком" = вИдением), и
Откр 2:5 (свет светильника связан с покаянием) и наконец в
Откр 21:23 (все прочие "светильники" заменяет Агнц = стал Бог всё во всём). К тому же сказано в том же смысле и о "свече" в:
Мк 4:21,
Мф 5:15,
Лк 8:16,
Лк 11:33.
Собственно везде суть в том что светильник или свеча должны "гореть". Причем не "внутри", а наружу "светить" для того чтобы "око" (души?) могло выбрать верный путь (к Богу). Пожалуй здесь выбор однозначен
светильник это душа человека, пока "горит" (бодрствует) она жива, а "погасла" мертва для жизни вечной (ибо Господь наш
Бог живых а не мертвых).
В притче о верном и неверном рабах сказано о том что делать надобно веленное Господом, а не иное что себе на уме.
В притче о талантах о том что нельзя "зарывать свои таланты в землю" (они крепнут и растут только если применяются в жизни).
В притче об овцах и козлищах говорится о делах милосердия (видимо тоже потому что ими что-то очень важное крепнет и прирастает в душе?).
Что же объединяет исполнение воли Господа, свет души, не зарывание талантов в землю и дела милосердия (т.е. все 4-ре притчи)? Я не вижу что это еще могло бы быть кроме
веры.
Прямо по значениям
слова "елей" в библейском словаре видим что именно вера соответствует всем его значениям:
Вера Богу "питает душу" и укрепляет (пища души, ибо и слово Божие действенно настолько насколько человек сказанному верно верит, чему не верит или неверно верит то и не действует в нем).
Она конечный плод
дел её осуществляющих/ипостазирущих (не только дел милосердия).
Она свет души (светит во тме греха помогая найти путь к Богу).
Она врачует душу покаянием и обращает ее к Богу (т.е. совершает
метанойю души - перерождение свыше).
Она же помазание души на Царствие Небесное,
на вечную жизнь с Богом.
И наконец она же радость и надежда души даже в самых тяжких испытаниях.
Причем то что вера от дел по вере прирастает и крепнет сказано было немало:
Иак 2:14,
Иак 2:17,
Иак 2:20,
Иак 2:26. Причем есть очень важные моменты в
Рим 4:5 (где душа оправдывается иными делами по вере, хотя осталась и без прямых дел) и в
Лк 22:32 где с оскудением веры связаны слова об "отречении троекратном" ап. Петра от Христа еще до петухов и его обращении в веру вновь для укрепления прочих в вере.
Теперь обратимся за помощью к св. отцам (
о том как они понимали сказанное в притче):
Иларий Пиктавийский ,- "
в пяти мудрых и пяти неразумных девах утверждается полное разделение между верующими и неверными".
Иероним Стридонский, - "
Масло имеют те девы, которые соответственно вере своей украшаются и делами; а не имеют масла те, которые, по-видимому, как будто и исповедуют Господа соответственной верой, но не заботятся о доброделании".
Феофан Затворник, - "
Внешне они были исправны,—девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись". О вере?
Исидор Пелусиот, -"
Притча о десяти девах показывает различие в их образе жизни".
О вере?
Максим Исповедник, - "
у кого есть не только светильник деятельной добродетели, но и питающее [его] масло знания".
Бл. Августин, - "
Нечто великое означает масло, слишком великое. Не думаешь ли, что это любовь?"
Макарий Великий, -"
елей в сосуды сердца своего, то есть подаваемую свыше благодать Духа".
Серафим Саровский, - "
у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало".
Иустин (Попович), -"
А это — евангельские добродетели".
Феофилакт Болгарский , - "
купить елея, означают то, что они в мысли своей ушли к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело милостыня."
---
Каждый сам составит свое мнение (о том как понимали "масло" в притче св. отцы).
Я же по вере только (мнений не имею) при всей видимой мной разнице в "словесных определениях" (религиозных, теософских и т.п.) ясно вижу у всех св. отцов одну веру (единство их в вере, смысле/духе). Это хорошо видно по их отношению к девству (внешней/плотской "чистоте" человека), как о том сказано Серафимом Саровским, - "Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей".
Однако внешняя чистота девства (та которая видна душевно-плотски по внешнему образу жизни) никак не гарантирует чистоты "внутренней" ("внутреннего образа жизни" души, т.е. того по вере живет человек или по иным каким убеждениям/заповедям "добро делает").
Все десять были "чисты" (девственны), но пяти из них Жених всё же жестко указал на дверь "не знаю вас". Вот вам наглядно важность верного понимания казалось простого слова "елей" (масло) лишь в одной из притч.
Иоанн Златоуст видел "елеем, -
человеколюбие, милосердие и помощь бедным". Но никак не сами по себе "дела милосердия" ибо он наверняка помнил
что не делами оправдывается всякая плоть,
но верой.
Еще более опредленно сказал об этом Серафим Саровский, - "
Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать." Дела отдельно от веры (лишь по убеждениям ума, а не по "велению сердца"), к вере "внешние", её не умножают никак, увы.
Притча говорит нам о том что веру невозможно: купить, занять, обрести во сне, преубедится в ней умом, стяжать как либо
кроме как живя по ней натурально "здесь" (в этой жизни). В этом я вижу духовную суть (смысл) притчи.