Монашество появилось примерно в III в.
Посты появились гораздо раньше и были максимально строже.
Посты были в ветхом завете: постился израильский народ (1Цар. 7:6; Суд. 20:25–26) и пророки (Исх. 34:28; 2Цар. 3:35; Пс. 34:13; Дан. 10:2–3).
Постился Господь наш Иисус Христос (Мф. 4:1–2).
Постились апостолы (Деян. 13:2–3; Деян. 14:23; 2Кор. 6:3–5; 2Кор. 11:26–27).
Причём, в этом понимании пост – полное воздержание от пищи:
"И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие"(Исх. 34:28)
Сам Господь, помимо того что дал пример, говорит о необходимости поста:
сей же род изгоняется только молитвою и постом
Мф. 17:21
Апостолы оставили правило о необходимости соблюдения постов:
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
(69‑е правило Святых Апостолов)
Наши Церковные посты не подразумевают полного отказа от пищи, за исключением отдельных дней в году. Так что, эти посты совсем не строгие, если сравнивать с изначальной практикой. Тем более сегодня, когда индустрия предлагает такой постный ассортимент, что можно питаться постной пищей, но не испытывать от этого никакого стеснения плоти, что, конечно, лишает пост всякого смысла.