Здравствуйте. В вашем вопросе содержится указание на три цитаты.
Первая: "в истории всё повторяется дважды - в первый раз как трагедия, во второй - как фарс". Карл Маркс приписал эту мысль Гегелю, хотя она и противоречит исторической диалектике: у Гегеля история всякий раз повторяется на качественно новом, более совершенном витке "спирали" развития человеческой цивилизации. Так что либо Гегель так разочаровался в своей триаде что "потроллил" самого себя, либо все-таки это потроллил Гегеля Маркс. Здесь мнения философских интерпретаторов несколько разнятся.
Но все-таки я за "неиспорченного" Марксом Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих говорил о том, что повторения - это все-таки во благо. Особенно если вследствие действия закона о единстве и борьбе противоположностей, этот самый конфликт, проходя острую стадию борьбы, войны, вражды преодолевается, прежние ошибки исправляются и общество вступает на новую ступень мирного, прогрессивного и более свободного развития. В том числе научного, технологического, духовного, организационного и тд.
Про то что история не учит но наказывает, - да, это сказал Ключевский, о чем вам уже написали другие авторы. Впрочем, наказание как известно - один из действенных методов обучения. Потому не совсем согласна с великим историком - обучаемых людей она именно учит, часто применяя розги и иные средства "вбивания ума обратно в голову". Включая средства вооруженные.
Ну и наконец о народной истине, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих. Мой педагогический опыт говорит о том, что умные потому и умные, что учатся и на своих и на чужих ошибках. Вот дураки да, они по обыкновению ни на каких ошибках не учатся - они их просто не признают. Особенно свои. А из чужих они извлекают не знания, а пользу, причем материально-примитивную. В этом смысле они неизменны во все времена и психологически неподвижны, как парменидова метафизика.