20 век стал особой вехой с судьбе всех без исключения крупных городов мира. Какие-то города (более продвинутые) столкнулись с этим явлением раньше, например, Лондон иди Париж (см. Османизация Парижа), какие-то позже - та же Москва.
Главная причина такого переустройства проста и понятна - изобретение автомобиля и автомобилизация.
Но только русские города, и Москва, как главный символ, подверглись столь варварскому перекроению советским государством. На умы большевистких архитекторов и градостроителей довоенного периода большое влияние оказывали западные практики по строительству широченных многополосных магистралей вместо узких средневековых улиц. Практики эти основывались на заблуждении, что можно построить удобный город для автомобилей. К 60-70-м годам передовые страны уже понимали ущербность такого развития для города.
Второй момент, который довлел над градостроительными умами - и это самое страшное - избавление от "кровавого" имперского прошлого путём сноса величественных зданий целыми улицами и кварталами. Причем, здесь можно даже не говорить про соборы и дворцы (что, конечно, тоже невиданное варварство). Достаточно вспомнить обычные многоквартирные дома с лепниной, портиками, с канализацией, водопроводом, с метровыми по толщине стенами из кирпичей, на каждом из которых был вензель завода-изготовителя (потому что завод отвечал за качество). Вот от всего этого "очень срочно нужно было избавиться", чтобы народ думал, что до страны советов люди огонь камнем высекали и на мамонтов охотились. А что, разве это ли не самое лучшее занятие - разрушение каменных городов - когда бесчисленное количество людей при этом селится в бараках с удобствами на улице, а еще больше мрёт от голода?
Так вот возвращаясь к Москве, столица такого государства просто не могла остаться собой. Старая купеческая Москва презиралась и была приговорена к уничтожению ради монструозных проектов. Ресурсов для сноса узких улочек, исторических построек, кварталов, вроде Китайгородской стены иди Зарядья хватило, а вот на воплощение задуманного даже ценой высасывания ресурсов со всей страны уже не хватило. Как итог, вместо Дворца советов не месте памятника победе России в Отечественной войне 1812 года - Храма Христа-Спасителя - всё, до чего смогли додуматься - это бассейн, а вместо Зарядья - чужовищный уродец напротив Кремля в виде гостиницы Россия. Примечательно, что гостиницу эту снесли и создали совсем недурственный парк.
Но в целом, конечно, Москва пережила невиданную в мире катастрофу - уничтожение 90% исторического города.
В этой связи можно представить, что бы ожидало Санкт-Петербург в случае, если бы столицу не перенесли в Москву. Спасибо большевикам и на том, что не уничтожили на пару с немцами мой родной город.
Курьяново
Спросить у Петра Первого.Мы не видели Москвы ,жили на окраине Москвы,Москвой любовались по телевизору.А Сталин хотел оставить после себя память на долгие годы ,что и произошло.Сейчас и говорят и смотрят.
Обычный процесс развития города не обязательно надо называть перестройкой. Отказ от дров, угля, гужевого транспорта, улучшение дорог, снос ветхих зданий, строительство новых- это закономерно для страны вступившей в эпоху индустриализации.