В основе отказа философии от бога лежит желание проживать свою жизнь осознанно, оринтируясь на законы разума, а не на судьбу, божью волю и т.д. Именно эта позиция выражается в западном гуманизме, который возник в средневековой Европе как протест против тех ценностей, которые предлагала церковь. В частности гуманистов не устраивала идея аскетизма, необходимости страданий, сдержанности во всем, требование посвятить свою собственную жизнь молитвам и искуплению грехов.
Гуманисты считали, что человек является высшей ценностью, поэтому он может посвящать свою жизнь самому себе и обществу, в котором он живет, и не испытывать благодарность и любовь к некому высшему существу при этом. В остальном же гуманисты призывают к созданию гуманного общества, где в полной мере сохранены общечеловеческие ценности, этичное отношение к людям и животным, уважение и справедливость.
Такое направление в этике как консеквенциализм призывает оценивать гуманность действий по их возможным последствиям. Так, общечеловеческие ценности должны соблюдаться, но не потому, что так сказал бог, а потому, что это способствует благополучию общества и отдельной личности: люди хотят, чтобы им не врали, их не унижали, помогали им и т.д. и они понимают, что для того, чтобы окружающие так относились к ним, они и сами должны следовать этим нормам.
Утилитаризм - одна из форм консеквенциализма - идет еще дальше и провозглашает гуманными те действия, которые способствуют счастью наибольшего числа человек. И самым выгодым в этом случае будет общество, построенное на идеях гуманизма, так как он предполагает одинаково справедливое отношение к каждому.
Так что в итоге более верно: сохранять общечеловеческие ценности из страха перед адом или из осознанного выбора, основанного на понимании преимущества такого отношения к жизни? Как минимум философский подход лишен догматизма и более восприимчив к изменениям происходящем в мире, что уже является очень большим преимуществом.
Общечеловеческие ценности появились до бога, даже до сапиенсов.
Если вы ведете себя хорошо из-за страха наказания в аду, то вы трусливый человек, а не хороший.
Вариант " делай другим что хочешь себе" навязывает свои потребности . Кто хочет сало , а кто мацу.
оригинально.