Однозначное название этого стиля сформулировать практически невозможно.
В современном архитектурном дискурсе термин «стиль» применяется настолько редко, что кажется почти забытым.
Как бы просто и очевидно это ни звучало, но пока, чтобы указать на современную архитектуру, так и говорят - «современная» (в англоязычном варианте - contemporary), что само по себе далеко не ново: названия «Модерн», «Модернизм» и «Ар Нуво» закрепились именно таким образом.
В современной архитектуре существует множество течений. Они не перегружены канонами, они открыты: соединение разных стилистических приемов не только возможно, но и как будто необходимо. Синтез является важной частью современного архитектурного языка.
Чарльз Дженкс, Диаграмма «Море многих потоков», 2010
https://garagemca.org/ru/event/a-course-of-lectures-20th-century-architecture
Пара слов об истории.
Движение архитектуры параллельно общему развитию культуры: в двадцатом веке был рожден и был похоронен модернизм. Возникший в начале века, авангардный, антибуржуазный, яркий, скинувший оковы декоративности, он завоевал весь мир и долгое время удерживал свое первенство. Его представители- конструктивизм, функционализм, брутализм, а также и другие «–измы», характерные для разных стран. Момент сноса жилого комплекса Прюитт-Айгоу в Сент-Луисе в 1972 году называют официальной датой смерти модернизма. Блистательный проект социального жилья нового типа за 20 лет эксплуатации превратился из современного комфортного микрорайона в опаснейшее гетто. Власти приняли решение о его расселении. В итоге вышло так, что при демонтаже Прюитт-Айгоу (а эти кадры транслировались по ТВ) была публично взорвана вера в универсальность и практичность общепризнанного стиля. Также был уничтожен миф о роли архитектора- творца счастливых судеб.
Снос Прюитт-Айгоу Фото: en.wikipedia.org
Почти одновременно с этим событием, изначально в качестве критики модернизма, возник постмодернизм. Впоследствии он перерос в практику переосмысления исторического наследия в целом. Постмодернизм упразднил каноны и чистую стилистику. Стиль из правила и превратился в визуальный прием. Архитектура занялась поиском новых символов и их комбинаций среди уже существующих приемов.
Стоит отметить, что постмодернистские здания могут выглядеть совершенно по-разному. Часть из них балансируют между китчем и безвкусицей, иронией и наивностью. Такие здания ни с чем не спутать. Например, американский постмодернизм- эксцентричный отец в проекте Майкла Грейвса Team Disney Building; лужсковская архитектура - капризный ребенок: «Дом-яйцо» или здание театра "Et Cetera".
Майкл Грейвс, Team Disney Building
https://www.admagazine.ru/architecture/post-pochitaniya-majkla-grejvsa
Другие примеры могут быть более сдержаны и поэтичны. Роберт Вентури и Дениз Скотт-Браун, Альдо Росси и даже отечественные суперзвезды - бумажные архитекторы, - тоже работали внутри этого направления.
Р.Вентури, Д. Скотт-Браун, George Wislocki House
https://ofhouses.com/post/155752106754/387-robert-venturi-denise-scott-brown
В современной архитектуре царит тотальный плюрализм. Канонов не существует. Могут встречаться отсылки к любым формам и эпохам. Присутствуют и романтика, и рациональность. Ирония, так часто появляющаяся в постмодернизме, сменяется улыбкой или восторгом. Для описания общего направления «большой» архитектуры последних десятилетий (Herzog and de Meuron, OMA и тд) некоторые исследователи употребляют термин метамодернизм. Метамодернизм балансирует между серьезностью модернизма и насмешкой его последователя.
Отличной иллюстрацией служит проект многофункционального комплекса The Bridge датского бюро BIG. Здание цитирует традиционную форму акведука, а по его крыше проходит реальный мост через реку. Несмотря на игривую и романтичную форму, здание выглядит вполне серьезным.
бюро BIG , BRO /The Bridge apartments, 2005г
Вернемся к современным жилым комплексам.
Начнем с того, что даже в рамках одной Москвы невозможно выявить общие черты для всех новых построек. Например, жилой комплекс на Новоалексеевской улице Сергея Скуратова и ЖК «Новое Бутово». Оба построили и начали заселять почти одновременно (2018 и 2017 года). Оба комплекса обладают кирпичной отделкой. Оба – коммерческие. Но на этом общее заканчивается.
ЖК на Новоалексеевской улице
https://www.skuratov-arch.ru/portfolio/egodom-realizatsiya-2/?lang=ru
Фото: Михаил Розанов
ЖК «Новое Бутово
https://www.novobutovo.ru/about/gallery
В первом случае мы видим дорогую, продуманную, выразительную архитектуру. В ней существуют отсылки, которые интересно находить. Во втором – проект средней руки. В нем также нет очевидного стиля, а общее впечатление скорее унылое, чем интригующее, и поиск отсылок не вызывает никакого интереса.
Массовые проекты всегда вторичны по отношению к уникальным, которые являются своего рода экстремумами. Созданные при удачном стечении обстоятельств (качество проекта, актуальность, количество средств на реализацию), они обозначают направление общего движения. А остальные в лучшем случае являются неплохой копией. При этом реальный портрет времени формируется массовой застройкой.
Заданный вопрос подразумевал массовое строительство. Поэтому мы можем вынести уникальные проекты за рамки размышлений, и тогда нашему вниманию будут предоставлены относительно бюджетные проекты жилых домов разного качества.
ЖК «Грин Парк»
Сельскохозяйственная улица, вл. 35, стр. 100
https://archi.ru/projects/russia/9294/zhk-green-park
Подобные дома – прямые наследники функционализма (в данном случае массовой панельной застройки советского периода). Здания максимально практичны. Их форма - прямое следствие их назначения. Планировки квартир созданы с оглядкой на удобство и простоту строительства. Более того, зачастую они повторяют образцы планировок, разработанных в проектных мастерских советского союза.
В проектах жилых домов совсем низкого качества планирование комплекса отталкивается от значений допустимого минимума: минимальная ширина проезжей части, минимальное количество парковочных мест, минимальное благоустройство; в итоге - минимальное качество жизни. Отчасти эта проблема – привет времени разработки строительных нормативов, но в основном она является следствием тотальной коммерциализации.
Новое в современных многоэтажках – украшение фасада. Появляется декор, упрощенный или более продуманный. Вводится цвет. Важно победить монотонность, заданную спецификой формы и строительного подхода, и создать ощущение разнообразия (что удается не всегда). Декоративные элементы вступают в коммуникацию со зрителем, стремясь привлечь его взгляд, а это и есть заслуга постмодернизма.
Итог таков: современные многоэтажки существуют в парадигме постмодернизма и (некоторые) – метамодернизма. Они – наследники функционализма. При этом их архитектура в первую очередь зависит от экономического расчета.Часть их них настолько неинтересны и неоригинальны, что об их стиле никто не задумывался.
Далее наступает время для упражнений в остроумии. Как назвать стиль (стили) таких построек?
Коммерческий постфункционализм? Капиталистический реализм? Собянинский неофункционализм? Беспощадный капитализм? Колонизаторский урбанизм? (По версии канала https://t.me/klizmaromantizma)
Время рассудит. А нам остается жить среди бесконечного многообразия новой красоты.