Чтобы ответить на этот вопрос, придётся допустить, что философия экзистенциализма существует, и у этой философии есть некая основная идея.
Вообще говоря, это не обязательно так.
Тем не менее, я попробую.
Если попытаться нарисовать всю историю философии ОЧЕНЬ крупными мазками, это будет история поиска "высшего знания". То есть, основания, фундамента, источника всякого знания вообще. Главной истины. И - "реконструкция реальности", исходя уже из это истины.
Так нарисовал бы я, во всяком случае.
В этой картине было бы несколько самых ярких пятен. Первое: "Бытие есть, а небытия вовсе нет", - говорящее нам о том, что такой поиск вообще возможен, и есть, что искать. А также, что отсутствие истины не есть истина. :)
Это нетривиальное утверждение требует осмысления, и философы далеко не сразу до него додумались. И далеко не все его приняли.
Второе пятно: "Я знаю, что ничего не знаю (а вы не знаете даже этого)", - стало расхожей фразой, и его смысл "замылился". Полмира воображает себя Сократами, даже не догадываясь, что имел в виду автор. Надеюсь, что Вы не таков.
Третье: "Я мыслю, следовательно, существую".
Это третье пятно тоже многими воспринимается, как очевидная истина. Тогда как автор пришёл к нему в результате длительного размышления, последовательно отвергая всевозможные иные (можно даже сказать "все возможные") утверждения о существовании ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО, как недоказуемые.
И это одно из величайших достижений мыслящего человечества.
Строго говоря, Декарту и своё существование доказать не вполне удалось. Он доказал только существование мышления - и даже не мышления вообще, а мышления сомневающегося.
Благодаря ему мы можем не сомневаться в том, что мы можем сомневаться. :)
Установив эту безусловную истину, Декарт убедился в существовании себя, затем убедил себя в существовании Бога, и уже из этого вывел существование всех остальных вещей.
К сожалению, как я уже сказал, все эти дальнейшие шаги были уже не столь безупречны, как его "путь к себе".
Так вот.
Отсюда, собственно, начинается экзистенциализм. Вернее - как я понимаю - он сюда возвращается (после Декарта были и другие "крупные мазки").
Экзистенциалисты как бы говорят: "Ну и фиг с ним. Не можем доказать, значит, не можем. И вообще, обойдёмся без этих ваших доказательств (которые, небось, ещё и евреи выдумали, как тут некоторые пишут). Не так важно, в конце концов, как этот мир устроен и из чего всё состоит. Может, его и нет вовсе, чего копья ломать? Главное , что есть мы".
Это не значит, что они отвергают познание и "реконструкцию реальности". Вовсе нет. Тотальный агностицизм - удел обывателя, а не философа. Экзистенциалисты просто смещают акцент. Направление взгляда.
С точки зрения экзистенциализма, реален сам "взгляд", прежде всего. То, как ты смотришь. Следуя за Декартом: твоё сомнение, твоё мышление, ты сам.
Твоё "тут бытие".
Реальность начинается с тебя.
Здесь уже Декарт не согласился бы, скорее всего (поскольку он пришёл к этому вынужденно, и говорил о себе, как об отправной точке познания, а не всей Реальности). Экзистенциалисты, начиная с этой мысли, тоже не все согласны друг с другом, - хотя в том или ином виде она присутствует и служит опорой всех их рассуждений.
Может возникнуть впечатление, что экзистенциалисты не считают мир чем-то реальным и отрицают существование "вещей". Что реально только само твоё мышление, твои представления, переживания, в крайнем случае - твоё взаимодействие с миром, а не он сам.
Однако, они просто следуют своей логике, в которой миром называется не то, что ты видишь за окном (и существование чего под вопросом), а то, что действительно существует. В которой незачем объявлять известным неизвестное, чтобы потом выяснять, что же это на самом деле. Лучше заняться тем, что дано нам непосредственно, и в существовании чего мы можем уже не сомневаться (см. выше).
Так что для экзистенциалиста мир - это не то, о чём ты думаешь, и не мираж за окном... и даже не твои "чувства", по поводу которых ты переживаешь. Мир - это само переживание.
Достаточно просто? :)
Вы правы.
Если совсем по-простому: реалист говорит: «Я живу для себя», идеалист говорит: «Я живу для чего-то», а экзистенциалист говорит: «Я живу, чтобы жить.»