Отношение к телу в Средние века было в высшей степени противоречивым. С одной стороны, его презирали (папа Григорий Великий называл его «отвратительным вместилищем души») и укрощали (с помощью поста, ношения вериг, обетов безбрачия и целомудрия). С другой — прославляли. Иисус победил смерть и воскрес, причем воскрес телесно (и, чтобы доказать ученикам, что он явился к ним во плоти, а не в виде духа, он принял при них пищу: «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? … есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» — Лк. 24:36-43); в соответствии с христианским учением, умершие тоже обретают тела, чтобы страдать в аду и наслаждаться радостями рая. По этой причине и к гигиене тоже относились неоднозначно.
Купание было актом не только гигиеническим, но и социальным. В общественных банях (которых, например, в 1292 году в Париже существовало как минимум 26) люди общались и предавались телесным наслаждениям, причем помимо удовольствия от купания в теплой воде и умащивания своего тела, в бане можно было найти и другие плотские радости.
Те же члены общества, которые стремились усмирять свою плоть (в первую очередь — монахи), ограничивали себя в принятии ванн и совершении туалетных процедур, поскольку это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью.
Светские же люди стремились совершать гигиенические процедуры, частота которых, конечно, зависела от социального статуса. Чтобы согреть воду, нужно было развести огонь, что влекло за собой расходы на дрова, поэтому позволить себе принять горячую ванную мог далеко не каждый.
Важно также отметить, что купание и омовения были сильно ритуализированы. Хозяева иногда мыли ноги гостям, дабы продемонстрировать свое почтение, подражая Иисусу, который мыл ноги своим ученикам. Мытье рук перед едой также считалось хорошим тоном. Совместное омовение могло быть своеобразным дипломатическим актом Например, Эйнхард в «Жизни Карла Великого» пишет: «Он приглашал купаться не только сыновей, но и знать, и друзей, а иногда даже свиту, телохранителей и охранников, так что иногда сто и более человек купались одновременно».
Как археологические находки, так и письменные источники подтверждают тот факт, что люди Средневековья заботились о здоровье зубов, запахе изо рта и тому подобном. Наиболее распространенным средством поддержания чистоты были разнообразные полоскания. Часто при полоскании использовали вещества с высокой кислотностью, такие как вино или уксус (об этом писала, например, в XII веке Хильдегарда Бингенская в трактате «Книга простой медицины», более известном как «Физика»). Авторы некоторых трактатов рекомендовали протирать зубы чистой тканью после полоскания, чтобы удалить с них налет (Тротула Салернская, конец XI века, «Женская косметика»). Для того, чтобы освежить дыхание, рекомендовали жевать петрушку и фенхель. При чистке зубов использовали растертый в порошок уголь.
В трактатах, посвященных гигиене и медицине, советовали мыть руки. Арнольд из Виллановы, испанский врач и алхимик, живший в XIII веке, в своем «Салернском кодексе здоровья» дает такие советы по поводу личной гигиены:
«Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки:
После еды омовенье несёт наслажденье двойное:
Делает чистыми руки, а зрение делает острым».
Вот ещё одна цитата по теме:
Бокаччо, Декамерон: «Случилось, что за день перед тем приехал маркиз, чтобы провести ночь с вдовою, тайно распорядился приготовить себе в её доме ванну и хороший ужин, но когда все было готово, ему пришлось внезапно уехать. Вдова решила сама принять ванну, приготовленную для маркиза, а затем поужинать и лечь спать. Так она и села в ванну; а ванна была по соседству с дверью, у которой приютился с внешней стороны местечка бедный Ринальдо; потому, сидя в ванне, дама слышала, как он плакал. Дама, увидев его почти окоченевшим, сказала: "Полезай-ка, друг, в эту ванну, она ещё не остыла". Не ожидая дальнейших приглашений, он охотно это сделал, и когда тепло подкрепило его, ему показалось, будто он снова от смерти вернулся к жизни».
Вы уверены? Я, конечно, не историк, аравийском полуострове в отсутствии воды мылись как минимум 5 раз в день.
Писать без ошибок сначала научись.
А что это был за народ такой - ливонский??
И какое отношение эти земли имеют к гейропе??))
А Вы точно историк?
Очередной "ответ" ни о чем.
Вы быже еще, по русским народным сказкам историю изучали.
долбоебам еще не известно как и кем переносилась чума?