Мысли вслух...
Ох уж эти интеллектуальные игры, игры, в которых люди пытаются доказать свою состоятельность.
Мотивацией здесь служит либо желание самоутвердиться, либо желание получить деньги. В первом случае наблюдается психологическая (моральная) компенсация в виде общественного одобрения/признания/славы, а во втором - финансовая (материальная) - выгоднее продать свой интеллектуальный продукт. Впрочем, присутствует и третья - развлекательная, когда субъект играет ради собственного удовольствия, получая эмоциональную компенсацию. Такие "человеки" не соблюдают правила игры, способны импровизировать, создавая новые игры, поскольку ничем не обусловлены...
Указанные поведенческие проявления отмечены психологами. Но есть и другие - они не так явны и выделяются иными специалистами, работающими с информацией.
Суть их в том, что сознание является открытой информационной системой. А следовательно, нуждается не только в постоянном притоке новой разнородной информации (что обеспечивается за счет познания в разных его методах), но и отдачи (оттока) собственной информации во внешнюю среду (в данном случае - социальную).
Продуцируемая информация здесь может быть многообразной - от сплетен и курьезов, отмечаемых Шнобелевской премией, до серьезных научных открытий, резко ускоряющих эволюцию технизированного общества.
Художник хочет отобразить свои представления о мире в картинах, композитор - в музыке, скульптор - в каменных изваяниях, инженер - в технических устройствах и т.д.
Именно этим и обусловлено возникновение и умощнение таких феноменов земной цивилизации, как духовная и материальная культура.
Рассмотрим несколько важных проблем познания.
Первый. Истина всегда относительна (локальна), не бывает истины абсолютной...
Это означает, что каждый из нас, отстаивая собственную правоту (точку зрения), действительно глаголет истину. В рамках его мировоззрения (его системы отсчета) он всегда прав. Но тогда возникает вопрос - как все это согласуется между собой, как быть с мнениями других людей?
Ответ покажется парадоксальным - и они все правы (каждый по-своему, в рамках своих мировоззренческих систем). Это как с мозаичным полотном - каждый фрагмент вполне объективен, но отражает лишь часть реальности. И только все вместе, взаимодополняя друг друга, они создают целостный образ. Следовательно, необходимо соблюдать принцип дополнительности, когда локальные знания интегрируются в единую картину мира.
Второй момент. Заключается в бесконечности самого процесса познания. Ведь чем больше человечество накапливает знаний, тем значительнее проступает бездна неизвестности (неопределенности). Что хорошо иллюстрируется окружностью, где внутренняя область - все, что известно на текущий момент исторического времени, а внешняя - то, что предстоит открыть, выявить, установить. Получается нескончаемая гонка за удаляющимся горизонтом...
Осознание данной ситуации и подтолкнуло Сократа к ироничному высказыванию: "Я знаю, что ничего не знаю". Настолько ничтожно мал объем знаний отдельного человека в соотношении с необъятным Мирозданием.
Но, оказывается, и здесь все экстраординарно - познание все же конечно в силу ограниченности существования (жизни) субстратных носителей сознания, будь то биологический (как у человека), или техногенный (как у ИИ), либо иной какой-то, нам еще неведомый. На котором могут базироваться иные виды и формы внеземного (космического) разума.
"Все имеющее начало, имеет и окончание" - так говорили древние мудрецы.
Существует еще один, давно известный и весьма экзотичный (эксклюзивный) способ прекращения познания - достижение человеком фазы пробужденного состояния сознания. Тогда оно (сознание) сливается с самой реальностью и поиски истины завершаются.
И, возвращаясь к конкретике, сознание и отражает реальность во всем ее многообразии, и творит реальность во множестве новых (ранее отсутствовавших) форм. Одно дополняет другое.
Причем, творчество протекает как непосредственно - в рамках самого сознания - с получением интеллектуального продукта, так и опосредованно - через человеческие (физические) усилия и технические устройства - с производством массы новых материальных предметов и самой искусственной среды обитания в целом.