Религиозные доктрины с течением времени стали проявлять удивительную степень адаптивности.
Например, вплоть до XVI века считалось, что "Дух Святой" из христианской троицы — это тот самый "дух", который вдыхается всеми живыми существами. Мигель Сервет и Джозеф Пристли же открыли, что всех живых существ животворит некий газ. Сервет его никак специально называл и его фокус внимания был на описании лёгочной артерии в малом круге кровообращения. За это его сожгли по наущению Жана Кальвина ("трогательное" единство католиков и протестантов по вопросу мракобесия). Джозеф Пристли назвал этот специальный газ "дефложистированным воздухом", но бесноватая толпа посчитала, что приборы ему предоставил сам сатана и требовала "изничтожить нечестивые научные приборы". После разгрома лаборатории Пристли бежал в США.
Однако, в начале XIX века стало очевидно, что, действительно, мы живём благодаря кислороду в воздухе. И чтобы вы думали? Церкви перетрактовали третью ипостась троицы в духе утонченного спиритуализма и платонизма.
В 50-х годах XVIII века в англоязычных философских работах появляется термин awaredom. В 20-х годах XIX века это понятие трансформируется в "[being] aware of oneself" и, наконец, к концу XIX столетия трансформируется в современное self-awareness. Уже self-awareness переводится на русский язык как "самосознание" и что мы видим уже в XX веке? Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) перетрактовывает догматическое понятие "ипостась" так: "ипостась есть самосознание" (чего мы не находим вообще нигде в святоотеческой литературе). И нормально. И "прокатило".
Уже в XX веке иезуитский богослов Карл Ранер (1904-1984), при помощи современных философских концепций переопределил таинство Евхаристии как "трансфинализацию", а не "транссубстанциацию". Бельгийский доминиканский богослов Эдвард Шиллебекс (1914-2009) на основании семиотических исследований Фердинанда де Соссюра (1857-1913) разработал евхаристическую концепцию "транссигнификации". Да, Рим эти концепции пока не принял, но это самые "яркие" примеры высокой адаптивности богословской мысли.
Конечно, количество атеистов, деистов, агностиков и внецерковных теистов вырастет по заложенной в XVII веке инерции научного прогресса. Но "пик популярности" чисто атеистических идей церкви уже пережили: это был XIX век. Переживут они и новый всплеск интереса к атеизму в наши дни. Инстинкт самосохранения и адаптивные способности характерны не только для индивидуумов, но и для сообществ людей.
Я лишь надеюсь на то, что трансформации будут в сторону "грацилизации" и снижения уровня насилия.