Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Сможет ли когда-нибудь появиться произведение искусства без автора?

Причинами возникновения которого будут безличностные процессы.
К примеру, могут ли считаться произведениями искусства произвольные объекты, созданные программами, механизмами, работающими под влиянием природной среды и создающими уникальные результаты. Или в этом случае автором произведения станет зритель/читатель/слушатель?
ОбществоТехнологии+3
Андрей Кудрявцев
  ·   · 10,9 K
Образование, искусство, философия  · 28 мая 2023
Прежде всего, следует чётко определить рамки вопроса. Речь идёт об искусстве, а не об эстетическом, прекрасном или гармоничном вообще. Безусловно, прекрасное может быть в природе. Его там даже много больше, чем в человеческом социуме. Но искусство по самому своему определению - сугубо человеческая сфера деятельности. Мы можем восторгаться "живописными произведениями" обезьяны или танцем журавлей, но к искусству (как освоению мира через образы) они имеют мало отношения. 
Далее. Коль скоро речь зашла о программах и механизмах, то стоит отделить искусство от науки. Их способы освоения мира не только различны, но во многом противоположны. Искусство осваивает общее через единичное, тогда как наука - единичное через общее. Потому для искусства важнее конкретное личностное видение, а для науки общие закономерности. При этом в искусстве единичен и личностен автор, уникально произведение и обязательно личностен зритель/читатель/слушатель.
Довольно легко сегодня можно создать программу, которая будет производить визуальные изображения или звуковые последовательности, придавая им форму произведения искусства и вынося их на суд зрителей. Однако при подробном рассмотрении данного процесса оказывается, что есть автор программы, который сначала обобщил большой массив уже существующих произведений, создал их усреднённую модель, воплотив именно её в программе. Подобный труд является по самой сути научным и техническим, но не художественным. Далее обобщённая модель будет вариативно воспроизводиться, порождая слегка изменённые копии. Каждая такая копия в силу разных случайных причин будет уникальна. Однако, поскольку причины случайны, то и уникальность будет случайной.
В музыку, например, в середине 20 века недолго существовала техника алеаторики, где композиции получались с помощью тех или иных случайных сочетаний (от произвольного перемешивания частей музыкального произведения до случайного набора отдельных нот с помощью игрального кубика). Очень немногочисленные произведения, написанные в данной технике, чаще всего выглядели хаотическим набором звуков, в целом мало отличаясь одно от другого. 
И только зритель (в этом автор вопроса прав) будет оставаться уникальной личностью. Будет ли он при этом автором? Нет. Ведь целостного художественного процесса нет. Он скорее будет воспринимать данное "произведение" в качестве безликого природного образования, подобно морозному узору на стекле. Да, он может испытывать эмоции. Но ведь, например, и от полёта человека в космос люди до сих пор испытывают эмоции. Что не делает их (полёты) произведением искусства. Зритель может также оценить и научно-техническое совершенство программы через созданные ею изображения. Но это оценка научно-технического достижения, а не художественного.
И последнее. Наверное, наиболее важное. Само произведение искусства является весьма многослойной системой смыслов. Этим изображение принципиально отличается от образа. Подчас и сам автор не до конца понимает, какое богатство скрыто в угаданном им образе. И только дальнейшее бытование произведения постепенно раскрывает в нём смыслы. При этом каждое поколение и даже каждый человек находит в нём свои смыслы. Сможет ли подобную систему создать механизм? И не случайно, а намеренно, целенаправленно? 
2 эксперта согласны
Я не думаю, что в искусстве автор всегда единичен. Может быть большая группа соавторов, как в спектакле, где актёр... Читать дальше
в каменном веке творческие натуры создавали шедевры и "авторские права не качали"
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 29 мая 2023  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Антропологически, с учётом зафиксированных практик в разных культурах и того, как по этому вопросу прошлись ещё с 1960-х — он, по крайней мере на данный момент, удивительно однозначен: искусства вне авторства не существует, а... Читать далее
То есть, если человек в нейросети задаст ключевые слова: «какая-нибудь случайная сущность», сгенерирует 10... Читать дальше
Познание мира / познание человека Эволюционная фут...  · 28 мая 2023  · eduardvitol.ru
Такие "произведения" уже есть - их создает сама природа: чудесные рассветы, переливающиеся разными оттенками облака, подсвеченные заходящим Солнцем, водопады, обширные поля, покрытые цветами, вершины гор и т.д. и т.п. Это живая... Читать далее
Должен однако заметить, что техника во всей полноте не сможет заменить природу в её творческой способности. В силу... Читать дальше
художник, дизайнер, преподаватель  · 28 мая 2023
Произведение искусства все же предполагает, во-первых, сознательное целеполагание, во-вторых, сознательный отбор результата. Ни на что подобное безличностные процессы (как мне представляется) не способны. Авторство же зрителя —... Читать далее
Отбор результата делает зритель. Наверное, если предмет не состыкуется с его опытом и ценностями, то для этого... Читать дальше
IT-специалист, методология, обществоведение  · 27 июн 2023  ·
LookeronYK
Публикую черновики, поскольку времени на их доработку уже не остается из-за заморозки Кью. Здесь возможны неудачные формулировки, недостаточно  точная или неполная аргументация, незаконченность мысли.. Но я надеюсь что успел в... Читать далее
Литератор.Увлечения самые разные.Начиная...  · 3 июн 2023
А можно и вам задать вопрос?Если ли необходимость в этом ,давать искусства без автора?Сейчас уже это даётся.А вы не думали,к чему все эти затеи могут привести?Это уже какой то нехороший полет фантазии.За счёт этого и подобного... Читать далее