Публикую черновики, поскольку времени на их доработку уже не остается из-за заморозки Кью. Здесь возможны неудачные формулировки, недостаточно точная или неполная аргументация, незаконченность мысли.. Но я надеюсь что успел в них сформулировать и что-то полезное..
Ну у нас уже есть понятие о красоте, которое постоянно проявляется при обычном соприкосновении с внешним миром. Мы наблюдаем удивительные пейзажи и восхищаемся. Бывают красивые моменты и в городских пейзажах, даже в графике какой-нибудь стройки, глубокий смысл в сценах, из которых состоят события в жизни.. Художники "только" ловят такие моменты и запечатлевают. Что требует большого мастерства, не собираюсь принижать их вклад. Но если бы жизнь сама не создавала оригиналы для таких картин и смыслы, которые за ними стоят, если бы мы не были способны оценить их красоту , то и в работе художников не было бы особого смысла..
Нет, я согласен с теми, кто говорит что понятие произведения искусства уже включает в себя наличие автора, который его создал и запечатлел в нем и красоту, и смысл и дал возможность другим людям приобщиться к ним. Это понятие уже занято явлением, предполагающим наличие субъекта, его породившего. Но сейчас появляются или собираются появиться устойчивые источники красоты, смыслов и поводов для размышлений, не имеющие такого субъекта. Я думаю, вопрос об этом.
То есть жизнь и так уже на каждом шагу создает как бы произведения искусства, мы просто в повседневной суете упускаем смотреть на них с этой точки зрения. За исключением отдельных моментов, когда и случай убирает из "кадра" все лишнее, и мы находимся в подходящем настроении чтобы приостановиться и оценить красоту такого момента. (К счастью, все чаще у людей при этом под рукой оказывается сносная камера, - и вот можно ли их считать полноценными авторами произведения искусства, если оно получилось у них благодаря статистической вероятности, а не их собственному мастерству?).
Кроме того, развиваются в этом направлении нейронные сети. Они уже способны оставить без работы наиболее посредственных дизайнеров-оформителей, повысив при этом качество соответствующей продукции. Возможно со временем они научатся создавать произведения, сопоставимые с шедеврами, созданными человеком, и это повлечет изменения в том, каким содержанием мы наполняем понятие произведения искусства.