Антропологически, с учётом зафиксированных практик в разных культурах и того, как по этому вопросу прошлись ещё с 1960-х — он, по крайней мере на данный момент, удивительно однозначен: искусства вне авторства не существует, а то, что существует вне авторства, не используется как искусство.
Мне трудно даже сформулировать, насколько редко подобная однозначность вообще бывает. Культурные практики с культурными определениями склонны к удивительному разнообразию. Искусство в целом не имеет чёткого определения именно по этой причине — сама широта практики сопротивляется этому всю зафиксированную историю. Культурная оптика искусства может смешиваться с промыслом, ритуалом, созданием реликвий, любым наёмным трудом или в принципе с чем угодно — “the art of not giving a fuck”, на таком уровне.
И тем не менее. Творчество сумасшедших, found art, хорошо сделанные стулья, детские каракули, ритуальные маски, фотографии Дмитрия Медведева, пещерные изображения, о которых у нас нет никакого контекста вообще и т.д. — ставятся внутри художественной сферы.
Камни, облака и деревья, даже если они очень красивые — ставятся вне её. Гунши могут даже стоять в музее, в одной комнате с живописью Ни Цзаня, и исполнять те же функции — предметов для созерцания — но никто не выставит их на Сотбис с Ни Цзанем в рамках East Asian Art Evening Sale.
В этом смысле, роль человека в работе generative AI пока что настолько сильна, что в принципе текущая ситуация не привносит ничего нового по сравнению с редимейдом и разными концептуальными практиками полувековой давности. Человек делает запрос, курирует и отбирает результаты, сшивает их в конечный предмет. Попытки минимизировать эту роль предпринимались множество раз — но они ни разу не сделали её не ключевой.
Из чего можно сделать вывод: форма искусства может принимать какие угодно виды; авторство по-прежнему сохраняет один и тот же.
Полный AI, разумеется, будет по определению иметь собственную интенцию и, следовательно, собственное авторство. Эта возможность гипотетически также есть у других видов животных — . Плюс, есть сугубо религиозные подходы к вопросу — в лице Бога-создателя, духов ремёсел или анатмана, решающего вопрос авторства тем, что авторство в принципе иллюзорно. Но важно то, что это просто перераспределяет ареал авторства и его следствий, но не стремится его обойти.
Ну и конечно концепция авторства может коренным образом измениться в каком-то будущем. Хотя я предполагаю, что её изменения будут скорее идти по направлению большей инклюзивности, нежели чего-либо ещё.
А пока так.