Смотря что вкладывать в понятие "опиум". Сегодня для нас опиаты это безусловно наркотик. В эпоху Маркса и Кингсли, личности, которые были хорошо осведомлены в тогдашней медицине, опиум был естественно наркотиком, но в первую очередь это все-таки обезболивающее. Что бы понятия и метафоры были более понятными лучше заменить слово опиум на слово дурман\обман\наркотик.
Итак тезис "религия = дурман\наркотик\обман". Теперь вытекают вопросы: какая именно религия или религия в целом? Для кого именно или для всех верующих целиком?
В итоге мы получаем целую вереницу вариантов утверждений, которые могут прятаться под данным тезисом. Маркса я не читал, но залез специально в гугл что бы найти цитату целиком. Т к данное словосочетание чаще всего используют именно всвязи с Марксом, то логично было бы взять именно его цитату. Само устоявшееся выражение, к слову, принадлежит не самому Марксу и вообще, если мне память не изменяет, в оригинальном исходнике данное выражение имело именно положительную характеристику религии (христианству), как тот элемент, который снимает боль. Это уже после вспомнили с ехидной издевкой, что это все-таки наркотик.
Итак цитата Маркса целиком: "Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа." - Ядрено, кручено, лихо, и, лично мне, нихрена не понятно стало еще больше. Очевидно, Маркс данное писал в контексте борьбы классов и религию рассматривал как инструмент правящих классов, что бы угнетать рабочий класс. Отчасти такое рассмотрение религии, тем более в истории Европы, справедливое, но это лишь часть правды, а точнее полуправда. Ну а полуправда под нужным соусом может стать откровенной ложью, что и произошло.
Думаю, моя мысль не уникальная, но я все-таки предпочел бы рассмотреть данный вопрос немного иначе. Рассмотреть данный вопрос не с точки зрения исследователя религии, который находит религию наркотиком\обманом\дурманом, а с точки зрения обычного человека. То есть, как сам человек относится к своей религии. Естественно, во множестве случаев, религия человека будет для него источником утоления боли, но с другой стороны эта же религия самому же человеку может причинить боль (уже несоответствие тезису). Ну и самое главное, религия не исчерпывается данным тезисом. Это лишь маленькая крупица из общей картины, ну а рассмотрение частного приводит к ложному пониманию общего.
Как отметил Юрий Тихонравов выше, сегодня бля большинства людей опиумом является атеизм или же "светский гумманизм". Люди прикрываются им как могут, что со стороны выглядит просто ничтожно.
Вы прекрасно определили склонность атеистов к кликушеству.
Фрейд писал, что церковь, как организация, является хорошей защитой против природных инстинктов, которым люди не совсем научились противостоять. В этом плане религия очень удобна.
Нет. Это Бендер неправильно цитирует Маркса. Специально неправильно, чтобы смешнее было. Занятно, что большинство и знает фразу по перевранной цитате. У Маркса так: "Религия - опиум народа". Чувствуете разницу?
Нет, не так, в оригинале фраза длиннее на 3 слова.