Я отношу себя к консерваторам, критически отношусь ко всему новому, доверяю простым и проверенным способам ведения бизнеса. Однако теперь все оформляют электронную подпись. Просветите, как можно доступнее, какая электронная подпись нужна для работы с кассами с накопителями и вообще для чего она нужна?
Электронная подпись (ЭП) нужна для безопасного ведения электронного документооборота (ЭДО). В большинстве случаев обнаружить такую цифровую подпись визуально нельзя: это набор скрытых символов, «прикрепленных» к файлу документального формата (.DOC, .DOCX, .PDF и других). Некоторые типы ЭП предусматривают и наличие видимых на документах фрагментов: изображений (например, фирменной печати или логотипа), рекламного или иного текста (например, краткой информации о компании или ее руководителе).
Что такое ЭП? Это реквизит цифрового документа, приравниваемый к ручной подписи и имеющий такую же юридическую значимость. Этот инструмент обеспечивает возможность проверки электронного документа:
Целостность гарантируется именно «невидимым» фрагментом (символьной последовательностью). Фактически это набор произвольных знаков, каждый раз совершенно разный и генерируемый специализированной программой — криптопровайдером. Владелец ЭП располагает не готовой подписью (всегда «одинаковой»), а набором средств для ее создания и проверки (сертификатом открытого ключа, закрытым ключом, криптопровайдером и защищенным физическим носителем в форме флешки, например, Рутокен).
Сгенерированная символьная последовательность подвергается шифрованию. «Раскодировать» или «украсть» ее практически невозможно — только похитить средства ее генерации: поэтому они именные, а удостоверяющий центр, выдавший ЭП владельцу, в обязательном порядке сообщает клиенту правила их безопасного хранения. Таким образом, все несанкционированные корректировки документа после его подписания будут видны проверяющей стороне (с помощью криптопровайдера).
Подтверждение авторства обеспечивается сертификатом открытого ключа ЭП. Открытый ключ — статичная часть ЭП, она не меняется, известна (публична), а ее легитимность подтверждается удостоверяющим центром (посредником — «цифровым нотариусом»), аккредитованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В процессе обмена электронной документацией участники удаленного взаимодействия обмениваются и открытыми ключами.
Криптопровайдер — программа для работы с ЭП — проверяет открытый ключ, четко устанавливая авторство составителя. Неотказуемость — результат успешной проверки самого факта подписания цифрового документа — также устанавливается с помощью криптопровайдера.
Почему ЭП действительно безопасна, если сертификат открытого ключа публичен? Потому что есть еще и закрытый — секретный ключ. Он находится только у владельца средств ЭП и также участвует в ее генерации. Криптопровайдер составляет рандомную (и каждый раз новую) символьную последовательность, опираясь на оба ключа и гарантируя таким образом высочайший уровень защищенности. После этого к электронному файлу добавляется так называемый криптохвост — тот самый реквизит, как правило, невидимый в документе, но легко распознаваемый криптопровайдером.
На сегодня ЭП — самый надежный инструмент защиты электронных документов. Ни одна официальная организация не будет вести ЭДО с лицом, не имеющим ЭП. Инструмент потребуется:
И теперь, когда есть общее представление о том, что такое ЭП, речь пойдет о кассе. Очевидно, что непосредственно для работы с кассой такая подпись не нужна. К сожалению, любая категоричная информация о необходимости ЭП именно для работы с кассой носит, как правило, чисто манипулятивный или некорректный характер.
Но сегодня ЭП нужна практически везде — именно для обеспечения ведения удаленного, легитимного и безопасного ЭДО. Без нее предприниматель будет вынужден тратить очень много времени на личные визиты в инстанции, он не сможет удаленно подавать в налоговую службу электронную отчетность, дистанционно разрешить спор или взаимодействовать с контрагентом, который находится в другом городе или регионе. Абсолютно все придется делать вручную, при каждой сделке потребуется личное присутствие. Касса при этом будет работать и без подписи, вопрос — сможет ли эффективно работать (или работать в принципе) при этом предприниматель?
Если у вас появятся вопросы, задавайте их в нашей колонке! Мы постараемся ответить максимально подробно и понятно!
Информативно. Спасибо большое.
Самая простая усиленная КЭП. Цены от 700 до 1500. Подпись пригодится не только для регистрации кассы, но и для общения с любыми гос органами, за исключением небольшого количества, где требуется дополнительный ОИД - объектный идентификатор.