Из истории нашего народа (скифов) известно, что народ активно торговавший рабами, в своей среде рабства не имел. С другой стороны наши родственники этруски сажали рабов за свой стол, и относились к ним как членам семьи.
Даже семитский представитель Авраам относился к своим рабам как членам семьи и не боялся дать им в руки оружие, что позволило малочисленному отряду одержать верх над эламским царём и освободить своего племянника, Лота.
В родоплеменной общине раб - лишний рот, так как все функции заведомо распределены в общине по возрасту (а значит по физической силе и интеллекту). Именно поэтому скифы (саки) если рабов нужно было вести до рынков работорговли (факторингов) больше трёх дней, просто убивали пленных, так как никто не тратил на них воду и еду, а после трёх дней конвоирования они теряли товарный вид.
Рим вовсю пользовался рабским трудом в период завоевательных войн. Однако после входа в мирный период, рабы стали дороги, а большое количество старых и больных людей, выкидываемых рабовладельцами на улицы, стало для Рима социальной проблемой.
Скифы без рабов были непобедимы, так как дети проходили все функции обслуживания дома и боевых животных. После того как греки Ольвии развратили князей царственных скифов рабами, дети князей и воевод отупели и перестали чётко представлять "теорию управления", занимаясь "головотяпством" (т. е. сокращением на голову слуг или личного состава, не справляющегося с похотями и блажью родового начальства "Храни меня Боже от любви и ненависти владык").
В конце концов рабство римской цивилизацией стало определяться пословицей "сколько у тебя рабов - столько врагов".
С точки зрения фундаментальной паразитологии - рабовладение является паразитарной стратегией. Такой пример встречается у муравьёв. Однако есть виды муравьёв, которые способны противостоять "рабской эксплуатации". Такие виды муравьёв кормят только личинки с рабочими муравьями. "Кто не работает, тот пускай и не ест" (из послания апостола Павла) или "День без работы - день без еды" (кто-то из патриархов Шаолинь.
При всей привлекательности того, что за вас кто-то что-то сделает есть много минусов. Поэтому существует высказывание "Если хочешь сделать хорошо, сделай сам".
Рабство - это отсутствие творчества, так как несвободный не может любить, а значит жертвенно отдаться процессу сотворения общественно полезного продукта как общего блага.
Не ценящий чужую свободу, не может ценить и свою.