У Пушкина, с одной стороны, можно отметить практическое отсутствие ксенофобии к другим народам. Он один из немногих по сравнению с известными современниками неплохо относился к различным национальностям и диаспорам, включая такие длительно существующие диаспоры с развитием длительных традиций ксенофобии против них, как евреи и цыгане. По сравнению, например, с Гоголем, который в повести Тарас Бульба обрушивается на различные национальные меньшинства и диаспоры, как на торгашей, без учета объективных социальных причин явления занятости торговлей и прочим бизнесом значительной части представителей различных национальных меньшинств. На мой взгляд, оригинальность Пушкина, как мыслителя, часто преувеличивается. Но в вопросе отказа от ксенофобии Пушкин был более прогрессивен, чем большинство его современников.
С другой стороны, Пушкин был сторонник территориальной целостности России в границах Российской империи. Он оправдывал жесткое подавление сепаратизма или борьбы за независимость, как кому больше нравится называть это явление. Например, это следует из содержания стихотворения "Памятник", которое было удобно для власти позднего СССР с его восстановлением "имперских" традиций по сравнению с интернационализмом большевиков в первые годы их нахождения у власти. Русскую нацию Пушкин воспринимал как титульную и "старшую", а в отношении других "ныне диких" народов он поддерживал ассимиляцию на основе русской культуры, считая это положительным явлением для развития этих народов. Но при этом, вероятно, не слишком уважал национальные культуры этих народов.
Подписываюсь под каждым словом великого поэта. Со времен Пушкина мало что поменялось. К сожалению.
А.С. Пушкин - это изобретенная традиция политической или национальной идентичности
поэтому, его можно определять как угодно - от националиста до прогрессивного автора, который сочувствовал угнетенным народным массам