Чтобы ответить на этот вопрос, стоит процитировать отрывок из письма А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву:
«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.»
Пушкин очень сильно любил свою родину и свою нацию, хотя был недоволен цензурой и некоторыми реалиями российской действительности.
Подписываюсь под каждым словом великого поэта. Со времен Пушкина мало что поменялось. К сожалению.
А.С. Пушкин - это изобретенная традиция политической или национальной идентичности
поэтому, его можно определять как угодно - от националиста до прогрессивного автора, который сочувствовал угнетенным народным массам