В буддийской традиции есть два основных вида медитативной практики: шаматха (стабилизирующая) и випашьяна (аналитическая). Это способы работы с умом, доступные каждому человеку. Они не содержат никаких тайных или мистических знаний. Они нужны, чтобы вернуть ум в естественное спокойное и открытое познанию состояние.
Шаматха — однонаправленное сосредоточение. Это — основа для других практик, ведь чтобы работать с умом, нужно сначала успокоить его и научиться не отвлекаться, не рассеивать внимание. В это время человек выбирает для себя объект сосредоточения, например, своё дыхание. Расслабляет слишком напряженные части тела. Напрягает слишком расслабленные части тела. Так, чтобы не быть слишком зажатым, но и не быть вялым и сонным. В таком бодром, но спокойном состоянии человек старается какое-то время удерживать внимание на объекте сосредоточения. Например, наблюдать за дыханием: это вдох, чувствую, как воздух проникает внутрь, это выдох, чувствую, как воздух выходит, это опять вдох... Если представить ум в виде лодки, плывущей в океане, то в обычном состоянии в уме происходит буря, лодку метает волнами из стороны в сторону. Нет какого-то полезного движения, потому что нет достаточного контроля и управления умом. Поэтому нам нужно зажечь маяк. Этот маяк — это выбранный объект сосредоточения. Лодка поворачивает в сторону маяка и пытается преодолеть волны и плыть чётко в выбранном направлении. В это время в уме нарабатываются полезные связи. Ум учится сосредотачиваться. Чем чаще и регулярнее человек так практикует, тем быстрее он может сосредоточиться и тем дольше он способен удерживать внимание на объекте. Когда человек станет мастером такой практики, он сможет мгновенно переключать ум из состояния бури в состояние полного штиля. И сможет удерживать такое состояние столько, сколько захочет.
Почему такая практика полезна? Мы живём во время быстрых, резких событий. Наши умы постоянно взаимодействуют с гаджетами, с устройствами, механизмами, машинами, энергичными информационными потоками, новыми задачами. Такой бурный мир не является естественным для ума. Поэтому ум утомляется, постоянно преодолевая эту бурю. Из-за этого могут даже возникнуть проблемы, расстройства, неврозы. Может даже измениться структура ума. Человек привыкнет к постоянным прыжкам внимания и окажется неспособным удерживать внимание на одной задаче. Например, не сможет прочитать и понять длинный текст. Не сможет правильно структурировать в уме информацию. Не сможет закончить начатое дело. Поэтому, нужно уму позволять передохнуть. Заменяя бурную деятельность короткими тренировками сосредоточенности. Такой практикой можно заниматься например в метро или в автобусе, или в офисе во время рабочего перерыва. Многие люди так и делают, даже не догадываясь о том, что они медитируют, потому что объектами сосредоточения внимания они выбирают привычные для себя вещи: музыку, тексты, тело во время гимнастики, даже чай или воду, которые пьют внимательно. Во время такой практики нужно следить за тем, чтобы внимание было уделено нужным вещам. Например, управляя транспортом или какими-то механизмами, всё внимание должно быть собрано именно на процессе управления.
Второй вид медитации — випашьяна. Это практика проникновения в суть вещей. Она нужна тем людям, которым нужно избавиться от иллюзорных представлений о мире, приблизиться к пониманию реальности. После того, как человек выбрал объект медитации и в шаматхе успокоил ум и полностью сосредоточился на этом объекте, он начинает исследовать этот объект. Он исследует непостоянство объекта. Думает о том, чем объект был, что он есть сейчас, чем он может стать в будущем. Например, в качестве объекта выбран подсолнух. Человек представляет, как этот подсолнух был мелкой семечкой, как упал в землю, как начал расти, постепенно вырос до настоящего состояния. Потом как он рассыпет свои семечки, завянет, превратится в мусор и в пыль, а новые семечки будут съедены существами или прорастут. То есть, человек наблюдает объект как набор явлений. И таким образом понимает его непостоянную природу. Также человек исследует взаимообусловленность объекта с другими явлениями. Например, он наблюдает из каких частей подсолнух состоит. Как в нём закреплены семена, какой узор они образуют, как они держатся в цветке, как организован стебель, листья. Как внутри стебля движется вода от корней, как в листьях солнечные лучи перерабатываются в энергию для питания цветка. Таким образом, человек исследует существование объекта как общность частей и как части всего мира. В итоге выводом такого исследования становится понимание, что выбранный объект не существует отдельно от остального мира. Также человек исследует проблемы, возникающие в процессе существования выбранного объекта. В буддийской традиции это четыре утверждения: проблемы и неудовлетворённости существуют, у них есть причины, это существование непостоянно, есть способ их прекратить. В медитативной практике человек проходит этот путь наблюдения проблемы, обнаружения её причины, наблюдения непостоянства проблемы, обнаружения такой позиции ума, при которой причина проблемы прекращает существовать. Например, человек в процессе сосредоточения обнаружил какую-то беспокоящую мысль. Скажем он поругался с кем-то и испытывает по этому поводу волнение. Он выбирает в качестве объекта сосредоточения человека, с которым он поругался. Он рассматривает его непостоянство. Каким человек был, какой он есть, каким он может стать. Рассматривает то состояние, в котором произошел конфликт и проявляет причину возникшего несоответствия своего и чужого ума, в каком месте и по каким причинам умы разошлись. Рассматривает взаимообусловленность чужого и своего ума, находит точки взаимного влияния. В итоге находит такую позицию мышления, при которой конфликт исчерпывается. В ходе такой практики человек может понять, как ему правильно поступить. О чём поговорить с другими людьми, какие действия предпринять. Самым важным итогом этой практики считают осознание непостоянства собственного Я. Когда человек воспринимает свой ум не как что-то отдельное и застывшее на месте, а как часть движущегося мира. Таким образом человек освобождается от привязанностей к несуществующим, выдуманным вещам.
Такая практика полезна тем, что человек приближает своё понимание мира к реальности. Освобождается от беспокойств. Тренирует ум в будущем адекватно реагировать на внешние раздражители. Становится дружелюбнее. Учится правильно работать с чужим мнением, отличать ложь и правду. Учится избегать крайностей, быть уравновешенным.
Научно-популярное лёгкое чтение на эту тему: Йонге Мингьюр «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство». Это в традиции тибетского буддизма.
Видео: лекции Ачан Джаясаро - Медитация Это в традиции Тхеравада.
Не корректный вопрос : будет ли утро без Солнца ?Корова без молока - сущесвует , но не существует молока без коровы !
То , что сейчас происходит во мне - тоже является Частью Вселенной !
По-моему , лучшего и придумать нельзя ...
🧐медитация для многих не существует в принципе, потому что они никогда не были в состоянии медитации. Но медитация существует и возможна, независимо от того, верите вы в неё или нет, независимо от того, какой картины мира придерживаетесь.