Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существует ли медитация без эзотерики?

МедицинаКниги+1
Andrey Kolesin
  ·   · 5,2 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 27 июл 2018

В буддийской традиции есть два основных вида медитативной практики: шаматха (стабилизирующая) и випашьяна (аналитическая). Это способы работы с умом, доступные каждому человеку. Они не содержат никаких тайных или мистических знаний. Они нужны, чтобы вернуть ум в естественное спокойное и открытое познанию состояние.

Шаматха — однонаправленное сосредоточение. Это — основа для других практик, ведь чтобы работать с умом, нужно сначала успокоить его и научиться не отвлекаться, не рассеивать внимание. В это время человек выбирает для себя объект сосредоточения, например, своё дыхание. Расслабляет слишком напряженные части тела. Напрягает слишком расслабленные части тела. Так, чтобы не быть слишком зажатым, но и не быть вялым и сонным. В таком бодром, но спокойном состоянии человек старается какое-то время удерживать внимание на объекте сосредоточения. Например, наблюдать за дыханием: это вдох, чувствую, как воздух проникает внутрь, это выдох, чувствую, как воздух выходит, это опять вдох... Если представить ум в виде лодки, плывущей в океане, то в обычном состоянии в уме происходит буря, лодку метает волнами из стороны в сторону. Нет какого-то полезного движения, потому что нет достаточного контроля и управления умом. Поэтому нам нужно зажечь маяк. Этот маяк — это выбранный объект сосредоточения. Лодка поворачивает в сторону маяка и пытается преодолеть волны и плыть чётко в выбранном направлении. В это время в уме нарабатываются полезные связи. Ум учится сосредотачиваться. Чем чаще и регулярнее человек так практикует, тем быстрее он может сосредоточиться и тем дольше он способен удерживать внимание на объекте. Когда человек станет мастером такой практики, он сможет мгновенно переключать ум из состояния бури в состояние полного штиля. И сможет удерживать такое состояние столько, сколько захочет.

Почему такая практика полезна? Мы живём во время быстрых, резких событий. Наши умы постоянно взаимодействуют с гаджетами, с устройствами, механизмами, машинами, энергичными информационными потоками, новыми задачами. Такой бурный мир не является естественным для ума. Поэтому ум утомляется, постоянно преодолевая эту бурю. Из-за этого могут даже возникнуть проблемы, расстройства, неврозы. Может даже измениться структура ума. Человек привыкнет к постоянным прыжкам внимания и окажется неспособным удерживать внимание на одной задаче. Например, не сможет прочитать и понять длинный текст. Не сможет правильно структурировать в уме информацию. Не сможет закончить начатое дело. Поэтому, нужно уму позволять передохнуть. Заменяя бурную деятельность короткими тренировками сосредоточенности. Такой практикой можно заниматься например в метро или в автобусе, или в офисе во время рабочего перерыва. Многие люди так и делают, даже не догадываясь о том, что они медитируют, потому что объектами сосредоточения внимания они выбирают привычные для себя вещи: музыку, тексты, тело во время гимнастики, даже чай или воду, которые пьют внимательно. Во время такой практики нужно следить за тем, чтобы внимание было уделено нужным вещам. Например, управляя транспортом или какими-то механизмами, всё внимание должно быть собрано именно на процессе управления.

Второй вид медитации — випашьяна. Это практика проникновения в суть вещей. Она нужна тем людям, которым нужно избавиться от иллюзорных представлений о мире, приблизиться к пониманию реальности. После того, как человек выбрал объект медитации и в шаматхе успокоил ум и полностью сосредоточился на этом объекте, он начинает исследовать этот объект. Он исследует непостоянство объекта. Думает о том, чем объект был, что он есть сейчас, чем он может стать в будущем. Например, в качестве объекта выбран подсолнух. Человек представляет, как этот подсолнух был мелкой семечкой, как упал в землю, как начал расти, постепенно вырос до настоящего состояния. Потом как он рассыпет свои семечки, завянет, превратится в мусор и в пыль, а новые семечки будут съедены существами или прорастут. То есть, человек наблюдает объект как набор явлений. И таким образом понимает его непостоянную природу. Также человек исследует взаимообусловленность объекта с другими явлениями. Например, он наблюдает из каких частей подсолнух состоит. Как в нём закреплены семена, какой узор они образуют, как они держатся в цветке, как организован стебель, листья. Как внутри стебля движется вода от корней, как в листьях солнечные лучи перерабатываются в энергию для питания цветка. Таким образом, человек исследует существование объекта как общность частей и как части всего мира. В итоге выводом такого исследования становится понимание, что выбранный объект не существует отдельно от остального мира. Также человек исследует проблемы, возникающие в процессе существования выбранного объекта. В буддийской традиции это четыре утверждения: проблемы и неудовлетворённости существуют, у них есть причины, это существование непостоянно, есть способ их прекратить. В медитативной практике человек проходит этот путь наблюдения проблемы, обнаружения её причины, наблюдения непостоянства проблемы, обнаружения такой позиции ума, при которой причина проблемы прекращает существовать. Например, человек в процессе сосредоточения обнаружил какую-то беспокоящую мысль. Скажем он поругался с кем-то и испытывает по этому поводу волнение. Он выбирает в качестве объекта сосредоточения человека, с которым он поругался. Он рассматривает его непостоянство. Каким человек был, какой он есть, каким он может стать. Рассматривает то состояние, в котором произошел конфликт и проявляет причину возникшего несоответствия своего и чужого ума, в каком месте и по каким причинам умы разошлись. Рассматривает взаимообусловленность чужого и своего ума, находит точки взаимного влияния. В итоге находит такую позицию мышления, при которой конфликт исчерпывается. В ходе такой практики человек может понять, как ему правильно поступить. О чём поговорить с другими людьми, какие действия предпринять. Самым важным итогом этой практики считают осознание непостоянства собственного Я. Когда человек воспринимает свой ум не как что-то отдельное и застывшее на месте, а как часть движущегося мира. Таким образом человек освобождается от привязанностей к несуществующим, выдуманным вещам.

Такая практика полезна тем, что человек приближает своё понимание мира к реальности. Освобождается от беспокойств. Тренирует ум в будущем адекватно реагировать на внешние раздражители. Становится дружелюбнее. Учится правильно работать с чужим мнением, отличать ложь и правду. Учится избегать крайностей, быть уравновешенным.

Научно-популярное лёгкое чтение на эту тему: Йонге Мингьюр «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство». Это в традиции тибетского буддизма.

Видео: лекции Ачан Джаясаро - Медитация Это в традиции Тхеравада.

Конечно существует. Вообще, почти в каждой религии есть аналоги очищения ума и тела и взывания к некой высшей... Читать дальше
Первый
Звукотерапевт и телесный практик. Преподаватель Ме...  · 15 апр 2021
Вообще медитация не совсем про эзотерику. Скорее эзотерика - это одно из направлений, в котором используется этот инструмент. Предлагаю сходить в поисковик Яндекса и посмотреть какие определения медитации самые популярные) Итак... Читать далее
Таролог, Энергопрактик, Толкователь снов...  · 20 апр 2021
Эзотерика - понятие растяжимое! Можно сказать, что к ней относится всё, что не входит в рамки науки и привычных знаний!) Ближе к ней только религия и всё что рядом! Вы же перед тем как заниматься медитацией, ознакомитесь... Читать далее
Разнообразные интересы в матиматике , физике...  · 20 сент 2020

Не корректный вопрос : будет ли утро без Солнца ?Корова без молока - сущесвует , но не существует молока без коровы !
То , что сейчас происходит во мне - тоже является Частью Вселенной !
По-моему , лучшего и придумать нельзя ...

Изучаю практики осознанности и дзэн медитацию под...  · 25 февр 2021
Существуют. Медитация подсчета дыхания, медитация наблюдения за дыханием, медитация наблюдения за мыслями.. Никакой эзотерики, никаких каналов, никаких чакр и прочего. Просто вы сами, ваш ум, ваше дыхание и ваше тело. Эффект... Читать далее
преподаватель французского языка и литературы  · 28 июл 2018
Конечно) Это чтение Хайдеггера, например, и осмысление его Dasein аналитики. Однако, сразу предупрежу - выход в "иные" миры через такую медитацию невозможен. "Что Dasein не есть «в возможности», то оно «экзистенциально» есть... Читать далее
Люблю жизнь, меня вдохновляют истории сильных и...  · 22 мар 2021
Из личного опыта, полученной информации от различных специалистов, и прочитанной литературы. Выводы коротко. Что медитации, что всевозможные другие техники и практики направлены на улучшение жизнедеятельности. Это могут быть... Читать далее
Журналист, писатель, сценарист, таролог, краевед...  · 28 авг 2020
Давайте разделять понятия. * Эзотерика - совокупность знаний, сведений, недоступных непосвященным, особые способы восприятия реальности, некое тайное знание, которое, в том числе, выражается в «психодуховных практиках»... Читать далее
Интересы: Самопознание. Остальное приложится.  · 10 июн 2021

🧐медитация для многих не существует в принципе, потому что они никогда не были в состоянии медитации. Но медитация существует и возможна, независимо от того, верите вы в неё или нет, независимо от того, какой картины мира придерживаетесь.

Буддисты учат, что " покой порождает мудрость"---так в сжатой форме выражена мысль о достижении " сверхестественных" умственных и паронормальных психических способностей посредством медитации. В медитацию ведут шесть... Читать далее