В последнее время мы слышим все больше и больше голосов, призывающих к возвращению цензуры. В советское время была цензура и делались шедевры, а сейчас «ни цензуры, ни литературы», каждый творит то, что хочет, и в итоге нет ни одного гения.
Режиссёр Станислав Говорухин утверждает: «именно при цензуре, прежде всего нравственной», «было создано настоящее искусство, настоящая литература».
История цензуры начинается в далеком прошлом. Аристотель выступал за изгнание поэтов как нарушителей спокойствия. Как и Платон в Афинах, в свое время, был сторонником цензуры. Древнеримский поэт Овидий был сослан из Рима в далекую провинцию, потому что не мог примирить свои идеалы любви с официальной политикой.
"Вырезать нельзя оставить" — вот формула цензуры, где мы решаем, как поступить, исходя из своих текущих взглядов на культуру и общество.
Цензура – это то же самое, что сказать взрослому мужчине, что он не может есть стейк, потому что его не может прожевать младенец. Марк Твен
Недавно вышла книга Марии Белодубровской, "Не по плану. Кинематография при Сталине".
Почему сталинский режим так и не смог создать полностью подконтрольный ему пропагандистский кинематограф? Как Сталин и другие партийные руководители вторгались в работу режиссеров и к чему приводило их вмешательство? Почему установка на создание безусловных шедевров оборачивалась сокращением производства? Как советские литераторы пытались освоить кинодраматургию? На все эти вопросы обстоятельно отвечает книга «Не по плану». На архивных материалах автор показывает, что произошло с «важнейшим из искусств» в 1930–1953 годах. Мария Белодубровская – киновед, преподаватель факультета визуальных искусств Висконсинского университета в Мадисоне.