Есть такое довольно известное выражение "Несовершенство закона (строгость закона) компенсируется его неисполнением".
Старшеклассник - это уже "тертый калач" (еще одно известное выражение) - он понял, что далеко не все учителя видят всю картину, всю ситуацию его жизни. Не видят загруженности, предпочтений, не видят и не стараются осуществить индивидуальный подход к конкретному ученику. Выполнение домашнего задания - это своего рода само-индивидуализация учебного пути ученика. Вырабатываются четкие правила - по какому предмету стоит позаниматься дополнительно, по какому проще пустить все на самотек, чтобы получить время на "обязательные для себя, в своей шкале ценностей" предметы. Ученик (не важно, старшеклассник он, или нет, не кто-то универсальный, похожий один на другого.
Отсюда вполне понятное дифференцирование подхода к домашней работе - приобретенное опытом маневрирования между многими нужными и излишними условиями. Адаптация в несовершенных условиях. Компенсирование потраченного времени.