Владимир, сами по себе деньги и материальное благополучие не является грехом. А вот служение мамоне - да. Бог более чем доходчиво поясняет Свое отношение к чрезмерной одержимости финансами. Христос учил притчей:
"При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам." (Лк. 12:15-31).
Христианские ценности относительно материальных благ нужно верно понимать всем людям: деньги - это дар Бога. Ему все принадлежит. И Он хочет, чтобы мы правильно распоряжались всеми ресурсами, которые Он вверяет нам: деньгами, временем, талантами, в конце концов своими здоровьем и жизнью. Бог осуждает одержимость материальными благами:
"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:26).
"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть , а другого любить ; или одному станет усердствовать , а о другом нерадеть . Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6:24).
Вспоминается еще одна история на эту тему, когда к Иисусу пристал человек с вопросом: "Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?". На что Христос ответил ему о необходимости соблюдать заповеди. Юноша сказал, что итак это делает. Тогда Господь, видя его сердце, говорит:
"Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф. 19:21-24).
И Соломон предупреждает:
"Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!" (Екк. 5:9).
И призывает к щедрости:
"Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его" (Пр. 19:17).
Деньги, конечно, нужны. Но они будут приносить пользу и тому, кого Бог благословляет, и через него - другим людям, если человек правильно расставляет приоритеты. Если же важность денег и материальные ценности на первом месте, появится много проблем. Мы наблюдаем, как деньги приносят зло тем, кто одержимы ими, страдают алчностью.
Библия говорит о том, что Соломона Господь обильно благословил. Его отец Давид также жил в роскоши. Об Иове сказано:
"Имения у него было: семь тысяч мелкого скота , три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока" (Иов 1:3).
При этом Бог назвал его непорочным, потому что Иов понимал, Бог - Податель всех благ. Он мудро распоряжался ресурсами и был щедрым. Кто не поступает так, а растрачивает Божьи дары (и не только деньги), сам же пострадает от этого. Бог таковым судья! Мы не имеем право их осуждать. Таких в духе кротости и любви необходимо увещевать и назидать ко спасению. Но начать следует с себя - "искать прежде всего Царствия Божия", а все остальное приложиться нам, потому что Господь обещал восполнять наши нужды. А Он верен Своим обетованиям!
Да благословит вас Господь!