В качестве единого экзамена, который давал бы одинаковые шансы на поступление и Васе из деревни под Ульяновском и Маше из Москвы, ЕГЭ хорошая идея. Другой вопрос, насколько этот тест объективен и дает представление о знаниях учащихся и насколько в действительности экзамен "уравнивает в правах учащихся".
До экзамена, еще в классе 5-ом, детей начинают пугать ЕГЭ и готовить к прохождению теста, заполнению бланков и прочей писанины. Разумеется, школьная программа не выкидывается в ведро, но основной тенденцией в образовании становится успешная сдача теста в конце школы. Детей не учат думать и размышлять, учат выбирать тот или иной ответ в вопросе (а все вопросы довольно типизированы а-ля "в задании А10 вопрос о сложноподчиненных предположениях"). Даже часть С, которая якобы нацелена на творческий подход имеет свои четкие принципы выполнения, шаблон, которому учеников обязывают следовать (например, "во втором абзаце тезис, а в четвертом первый литературный аргумент" и так далее) для успешного выполнения задания. Что это еще, как не обнищание образования?
Ну а на счет уравниловки в нашей стране все еще прозаичнее: в разных регионах происходят различные послабления ученикам при сдаче, а топовые и творческие вузы вводят дополнительные экзамены, которые довольно часто не проходят "100 бальники".
Неужели упрощёный способ поступления в ВУЗы равновесен "убитой" человеческой мысли?
Именно поэтому делают дополнительные вступительные испытания.
Плюсы есть, но и минусов очень много, к сожалению.