Единственный плюс ЕГЭ - это непредвзятость проверяющего. Спросите своих родителей, как они сдавали экзамены в советской школе, сколько проблем было, если ты просто-напросто не нравился преподавателю. Моя мама настрадалась от учителя по алгебре - та дошла до того, что пыталась обвинить ребенка в распространении антисоветчины. Ставила двойки за пропущенные точки с запятыми в конце примеров. Настроила против нее всех остальных учителей. Мама до сих пор с обидой рассказывает, как сдала преподавательнице из комиссии английский, та повернулась к ее учительнице и спросила - что поставить, пятерку или четверку? На что мамина учительница сказала:"Кому? Оле? Только тройку!". Вот от таких ситуаций и спасает ЕГЭ.
В чем минусы. Во-первых, балльная система, где количество баллов зависит от самого задания. У меня было две ошибки в ЕГЭ по русскому - и мне поставили 86 баллов. Моя подруга (отличница, на всех олимпиадах по русскому занимала первые места) получила 92 балла за 1 ошибку! Дальше, проблема со складыванием этих баллов: представьте, что для поступления на желаемый факультет вам не хватает 1-2х баллов. Несправедливо? Да. В-третьих, задания все типовые, ученик запоминает правила, запоминает схему решения задания. Это убивает полет мысли. Это убивает какую-либо творческую искру в человеке. Это мешает мыслить вообще. Мое репетиторство с младшей сестрой завершилось тем, что мы часть занятий посвящали заучиванию какое задание как решается и как, если не знаешь ответ, логически вычислить, какой вариант может оказаться верным.
О мышлении. Я работала в школе, в 9 классе. Я работала со студентами. Из потока в 40 студентов, я получила только два сочинения - настоящих сочинения. Все остальные сдавали мне однотипные тексты в три абзаца - начало, основная мысль, заключение. В школе, в 9 классе, - такая же проблема. 9 класс! Дети уже не умеют выражать свои мысли иначе, чем в трех абзацах! О каком развитии мысли можно говорить, когда их с детства загнали в рамки? Но зато правила они помнят на отлично, лучше меня. Только вот применять эти правила тоже у них не всегда получается.
О рамках. Когда я поступила в университет, я на первой же сессии, пардон, лоханулась. Я никогда не умела зубрить, все, что мне нужно было, либо запоминалось само, либо приходило с пониманием материала, либо спасали тесты, которые мы бесконечно нарешивали. В тестах 4 варианта ответа, т.е. не надо искать ответ, думать, вот он - перед глазами, только определи, какой больше подходит. Особо напрягаться не нужно. Самая ходовая шутка в 10-11 классах - "сегодня контрольная? шоу "Интуиция" начинается!". Так вот, к сессии я отнеслась легкомысленно, с тем же подходом - по ходу разберусь, если что соображу. Первый же экзамен опустил меня и мое самомнение ниже подвала корпуса университета. Я не умела говорить, вообще. Я не умела формулировать устный ответ. Все, чему я научилась - это выбирать между а), б), в) и г). А самое главное, мои туманные расплывчатые знания никак не могли помочь мне в четком и ясном ответе на вопрос из билета. С первым же экзаменом я пошла на пересдачу. И не я одна - очень многие однокурсники говорили, что тоже чувствовали барьер, когда пытались выжать из себя мысли и сказать их вслух.
ЕГЭ имеет один плюс - отсутствие человеческого фактора в оценке знаний, но при этом не дает учить детей мыслить, думать. Из этих детей вырастают взрослые, которые с трудом выходят за рамки, вбитые им учителями ради сдачи ЕГЭ. Этот экзамен уродует мозг.
P.S. Вверну еще и про то, как составляются задания. Я сдавала историю, у меня был вопрос о том, какой экономист участвовал в реформе уже не помню какой. В ответах - 4 однофамильца с разными инициалами. Люди с плохой памятью на инициалы не достойны высоких баллов и поступления в университет, это же самое важное в образовании!)))
Неужели упрощёный способ поступления в ВУЗы равновесен "убитой" человеческой мысли?
Именно поэтому делают дополнительные вступительные испытания.
Плюсы есть, но и минусов очень много, к сожалению.