Всему есть своя причина, но все любят смаковать последствия. На самом деле проблема в том, что мир постоянно усложняется. Усложняются и различные устройства, в том числе и инструменты. Сейчас никто не сможет разобраться, чтобы понимать все причино-следственные связи. От компьютера до человека, все отдано на откуп узким специалистам, которые видят лишь свою часть проблемы. И в этом случае знаний нужно слишком много, чтобы начать разбираться. По существу мы сталкиваемся с тем, что нужны пользователи (пусть даже станков или там томографов) и очень умные люди. Просто умные не нужны, у них формируется ложное представление о своих знаний (ложное понимание процессов), что легко может привести к различным трагедиям.
Для обучения пользователей не нужны особые усилия, но нужна своя специфика. Кроме того, необходима тщательная фильтрация тех, кто потенциально в состоянии стать особо умным. Российское образование пытается же сделать умниками всех, что экономически вредно.
Под образование меняется многое. Очевидно, что трудно обучить пользователя для машин и оборудования различного типа. Это называется моральным устареванием оборудования. В целом в России еще можно встретить довольно часто устаревшее оборудование, поэтому в какой-то мере умники востребованы. Но более правильным будет исключить такое оборудование из эксплуатации, даже если оно работоспособное. Ведь кроме особых операторов оно требует особых заапчастей, особого ремонта, особых расходных материалов (масел, например0 и так далее.
С другой стороны, есть варианты для экономики и с использованием умников, даже дающие огромные преимущества перед стандартными моделями, но они лишь на бумаге. Так что надо определиться, кто и как нужен экономике, отсюда уже и подтягивать все остальное, в том числе и образование. А до этого экономисты, преподаватели и прочие действительно будут напоминать шутов, которые делают не пойми чего.