На самом деле тут сложилось несколько негативных факторов. Первый - хрущевское постановление о борьбе с излишествами. Ряд архитекторов, наследовавших классическую дореволюционную традицию после него ушло из профессии. "Мэтрами" стали уже их ученики, работавшие в интернациональном стиле. К концу 1980-х это были уже модернисты, воспитанные модернистами хрущевской поры, произошел разрыв архитектурной традиции "сверху". В итоге вкупе с плановой экономикой и массовым неконкурентным домостроением это привело к деградации архитектурного сообщества. Одновременно ухудшалось и качество архитектурного образования, в отрыве от мировой повестки дня оно сильно отстало в развитии (этот разрыв не закрыт до сих пор).
Второй фактор появился уже на рубеже 1980-1990-х. Единый заказчик в лице государства исчез, теперь заказчиков были уже сотни. Одновременно стало очевидно отсутствие системы контроля архитектурного качества, она была не нужна, когда все проекты проходили через одни госструктуры, теперь же кто-то должен был обуздывать фантазии мастера и заказчика. Само архитектурное сообщество оказалось на это не способно. В общем, свинью пустили в огород, вырождающуюся архитектурную школу финансами поддержал частный капитал. Капитал зачастую необразованный и некультурный, желающий лишь коммерческой выгоды и воплощения своих часто далеких от реальности представлений о прекрасном.