Отвечу больше про учебники истории.
Потому что авторы учебников всю жизнь посвятили научной деятельности, имеют степени и т.д. А раз так, то им пришлось перечитать кучу литературы и написать кучу статей и прочих работ. И с каждой работой множество простых понятий для экономии времени превращаются в одно сложное, внедряются специальные термины, формируется язык науки. Вместо "капитализм - это когда много богатых, у которых есть предприятия" они напишут "капитализм - это экономическая система, базирующаяся на определяющем влиянии финансовой и промышленной буржуазии на экономику государства" (и т.д, продолжать можно долго). Такое определение для них понятно и верно, а по-другому они написать не могут и более того - не хотят, т.к. не видят в этом смысла. Дети же умные - сами разберутся, найдут, спросят у учителя и родителей. И поэтому на уроках приходится эти учебники с детьми перечитывать и "переводить" для них содержание. Много раз уже с детьми поднимали этот вопрос - это учебники сложные или дети ленивые, путем дискуссии приходим к выводу, что 50 на 50.
Если вам нужно, чтобы школьник понял материал, то доля юмора и упрощений никогда лишней не будет