В организационной психологии существует понятие трудовой мотивации. Формулировка выглядит как-то-так: "Мотивация - непрерывный и планомерный процесс побуждения наемного работника на выполнение им его функций". А чтобы эффективно мотивировать людей, надо иметь представление о ведущем типе мотивации каждого сотрудника, т.е. предлагать ему именно те стимулы, которые станут работать, и НЕ предлагать те, которые вызовут нейтральный или противоположный эффект.
Если руководство организации:
а) забывает о том, что мотивация - "непрерывный и планомерный процесс", т.е. занимается ею от раза к разу, а то и вовсе не занимается, подведя под это базу - "они зарплату получают - и хватит с них";
б) неверно выбирает стимулы, в результате чего тратятся ресурсы компании и падает авторитет руководства;
в) использует демотивирующий стиль руководства (хамство, высокомерие, грубый юмор, вранье, стравливание сотрудников между собой, постоянная "смена курса", в результате чего люди не знают, что им делать и т.п.) -
люди работают плохо. И причина будет вовсе не в лени.
А именно лень на работе может быть как следствием особенностей характера самого человека (как ни мотивируй, все равно станет лениться), так и - гораздо чаще - реализацией внутренней установки: работать бессмысленно, т.к. того, что дает работа, все равно не получишь, лучше полениться.