В хорошей медсистеме конечно же должна была остаться и запись через телефон. Нет проблем, если медработник записал бы пациента к врачу.
Сложно сказать, как в регионах, но в Москве прошло массовое сокращение больниц и собственно врачей. Например две-три поликлиники объединили в одно медучреждение, сделав одно из них головным а остальные филиалами. В филиалах сократили врачей.
В дополнение к этому - почти все врачи доступны теперь только через терапевта., что порождает дополнительные очереди прежде всего как раз к терапевтам. А в случае сокращения поликлиник это приводит к следующему. Теперь чтобы записаться к врачу в другой поликлинике нужно отстоять очередь сперва к своему терапевту в своем филиале и может быть получится возможность попасть к профильному врачу уже в другом медучреждении.
Наконец, самое важное. Из-за укрупнения и разрушения института участковых врачей отсутствует теперь как класс возможность позвонить "своему" наблюдающему врачу. И приходится каждый раз идти в медучреждение, за каждой справкой, каждым чихом и т.п.
В целом медсистема заточена сегодня на максимальную бюрократизацию, неудобства и непрозрачность медуслуг, чтобы люди в принципе не хотели больше никогда посещать поликлинику.