Ответ на последний вопрос есть: на него положительно ответил Николай Александрович Бердяев. Поэтому могу только автора вопроса направить за подробностями к известному русскому философу. Кстати, Берядев Н.А. разделял собственно марксизм, коммунизм и... русский коммунизм.
-
Что касается первого вопроса, но на него есть подробные ответы в этом форуме. В частности: советская власть отделила церковь от государства. До 1917 года РПЦ была самым крупным земельным собственником в царской России, владеющей от восьми миллионов десятин до двадцати двух миллионов всей (а не только пахотной) земли.
Необходимо отметить, что РПЦ рассорилась и с Временным Правительством, которое прекратило финансирование церкви на образовательные программы, составляющие до 60% государственных инвестиций церкви. Поэтому приход большевиков к власти РПЦ встретила - нейтрально. Но после указанного выше декрета, патриарх РПЦ Тихон объявил новой власти анафему. И, хотя в 1923 году Тихон же признал советскую власть, но "поезд уже ушел" - началась кровопролитная гражданская война, где многие попы воевали за белых, а некоторые из них прославились даже своей жестокостью к пленным красногвардейцам.
Поэтому не Ленин "объявил" церковь врагом народа, а веками попы сидели на шее у крестьян, а затем даже воевали против советской власти... а потому в двадцатые и тридцатые попов считали мироедами.
Только во время войны с фашисткой Германией, когда большая и лучшая часть клира (а были и те кто служил немцам) РПЦ воевала за жизнь народа, отношение к РПЦ кардинально изменилось, вплоть до самого высокого уровня - до Сталина. После войны и до смерти Сталина были восстановлены или построены более восьми тысяч храмов.
В хрущевские времена отношения к РПЦ вновь ухудшились, но больших масштабов не имели. При Брежневе, РПЦ добилась определенного статус кво, а антирелигиозная пропаганда ограничилась только средней школой.
И как всегда в случае с большевиками, декларация осталась на бумаге, а на деле.... )))
Коммунистическая идеология сама по себе является псевдорелигией очень близкой к христианству. Поэтому православие воспринималось коммунистами как конкурирующая идеология, а конкурентов надо уничтожать. Вот с церковью и разобрались.