Я оцениваю новую работу Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» как новую работу Ларса фон Триера, то есть как более или менее гениальную. Для меня он автор-глыба, создающий гигантские фильмы, провокатор, режиссер, с равным успехом издевающийся над миром и над своим зрителем и одновременно препарирующий самого себя. О том, какое в нем упаковано количество проблем, неврозов и вообще темноты, написана и даже издана на русском замечательная книга журналиста Нильса Торсена, отсылаю ваших читателей к ней. В этом смысле новый фильм Триера от других его фильмов не отличается. История маньяка Джека и нескольких совершенных им убийств – это глыба, это провокация, это очередной анализ зла, в мире и в себе. Не знаю точного числа зрителей, уходивших с сеанса во время премьеры, знаю, что они были, и было их довольно много, видела, как возмущенно с пресс-показов уходили и журналисты, читала отзывы нашей и западной критики – ревью и короткие реплики в соц. сетях. Надеюсь, он такой реакцией остался доволен. Хотя, честно говоря, бывали исходы с фильмов Триера и помасштабнее.
Что касается насилия и его перебора и связанного с этим омерзения, то опять же не очень понимаю, как можно обижаться на насилие в книгах или в кино, которые это самое насилие изучают и анализируют. Отдельные рецензенты, публика и сарафанное радио с особенной силой залипли на утенка, которому прямо в камеру отрезали лапку. Но во-первых, особо обидчивых хочется спросить, покупают ли они курочку и куриные яйца исключительно в дорогих магазинах фермерских продуктов и знают ли о том, в каких условиях проживают свою короткую жизнь курицы, оказывающиеся в итоге на наших столах. Если что - этим самым курицам ради уплотнения на их жилплощади отрезают крылья примерно так же равнодушно, как отрезал лапку утенку триеровский персонаж. Ну и во-вторых, на самом деле ни одного утенка в фильме не пострадало. Честно говоря, мне странно само слово «провал» применительно к фильмам Триера. Каждый его фильм – событие, некоторые и в Канны то в этом году ради него приехали. Фильмы Триера могут быть неудачами только в сравнении с другими фильмами его же самого. В этом смысле мне ближе, допустим, «Догвиль», «Антихрист» и вообще «Европа». Но не сочувствовать его отчаянной смелости в размышлениях о природе зла в «Доме, который построил Джек», все равно сложно. Да и не надо.