Этот инструмент был создан еще в 2012 году с законом, который мы называем «слеза ребенка». Кому-то показалось, что намного проще, дешевле и эффективнее создавать видимость борьбы с преступлениями и правонарушениями, чем реально осуществлять какую-то деятельность. В этом плане показателен пример суда Apple и ФБР, когда вопрос тоже касался шифрования. Но Apple заплатила кучу денег израильской компании, которая по сути взломала этот iPhone, и Apple отозвала иск.
Однако в нашей практике не похоже на то, что ФСБ и Роскомнадзор реально готовы проводить серьезные операции и оперативно-розыскную деятельность, выявлять преступников. В нашей практике просто блокируется и создается видимость какой-то борьбы с правонарушениями и вредоносным контентом.
Идея создания цифрового суверенитета и независимой интернет-зоны не покидает тех, кто сейчас стоит во главе информационной политики в стране. Сила власти и Роскомнадзор полагают, что блокировка, угрозы блокировки, запрет действий являются весомыми аргументами для американских компаний, чтобы они пришли и начали подчиняться российским законам по части интернета.
Похожая история произошла ведь не только с Telegram. Вспомним рацию Zello, ее создатель тоже русскоязычный парень, который теперь имеет довольно серьезный европейский и азиатский рынок со штаб-квартирой в США. Количество предпринимателей, которые покинули Россию, огромно. Причина — это агрессивная законодательная среда и непредсказуемая судебная практика. Все это не способствует тому, чтобы российские предприниматели оставались здесь, или чтобы количество иностранных инвестиций в российских IT увеличивалось.
Есть мнение, что эта история с занесением 16 млн IP-адресов из-за блокировки Telegram была учениями для Роскомнадзора, чтобы определить, как выживет российский интернет в условиях отключения от крупнейших американских корпораций. В этом плане огромный риск того, что до конца года власти попытаются заблокировать доступ к самым крупным ресурсам, в том числе Facebook и Google. Потому что очевидно, что американские корпорации вряд ли сейчас побегут исполнять все требования российских законов и удалять друг друга из приложений и сервисов.