Не знаю, как с этим обстоят дела в остальных школах (видимо, распространенная проблема, если появился этот вопрос), но в школе, где учился я, еще с 5го класса мой педагог русского языка и литературы учил детей вырабатывать собственную точку зрения. Каждый раз, когда мы проходили какое-то произведение, учитель, если мы не поняли, объяснял соль произведения, идею автора и его позицию, после чего, абсолютно спокойно принимал любую точку зрения ученика, но только, если она была обоснована. Такой "критике" учеников мог подвергнутся любой писатель, хоть Достоевский, хоть Толстой (мы были беспощадны :D ) но повторюсь, если эта критика имеет весомые аргументы. Во всех случаях учитель внимательнейшим образом выслушивал ученика, и бывало, менял свое мнение. Так что на тех уроках, на которые ходил я, подобной проблеме места не было, за что большое спасибо учителю!
Видимо, вам попадались исключительно дурные учителя литературы. Позицию автора нужно и важно оценивать критически, но для начала ее надо знать и понимать как следует.
Вам? :) У каждого ученика один учитель литературы в школе, выбора нет. Нет никакого выбора в школе, жри, что дают и заткнись.