Вся проблема заключается во власти в Церкве. В ее иерархии. Так исторически сложилось, что изначально святость была доступна всем. Но в VI веке византийский император Юстиниан I своим указом определил, что епископ в Церкве должен быть обязательно монахом. И в этот момент вся власть в Церкви перешла к монашествующему сословию. Естественно святость стала делом избранных. Был такой замечательный богослов и историк Георгий Петрович Федотов. У него есть замечательный труд-"Святыые Дрейвней Руси" https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/svjatye-drevnej-rusi/ где автор проводя исследования святых делает замечательный вывод, что святые были исключительно монахами. Либо простым монахом, либбо монахом на епископской или патриаршей должности. За всю историю Руси мы не находим святых мирян. Знатное мирское сословие, то есть бояре, князья так же выделены в отдельную когорту святости-страстотерпцы. Тут Борис и Глеб, Николай II. В общем только XX-й век с антихристианской властью, с массовыми гонениями, казнями как то уравновесил монашествующих с мирянами в вопросе святости. Новомучении и исповедники земли Русской пополнились обычными священниками, обычными людьми. Но монашество как аскетический подвиг остаются прямой дорогой к святости в религиозном контексте. Тут ничего не поменялось.
В большинстве направлений христианства (по крайней мере в католицизме и в православии - точно) считается, что для Спасения достаточно праведной мирской жизни. Святые подвижники же молятся не только за себя, но и за остальное человечество.
Все праведники достигают Царствия Божия. Монашеский путь просто считается эталонным т.к. подразумевает более строгую аскетическую жизнь и соответственно более явную святость.