Все призваны к святости, не только монахи!
Святой Пётр писал: "Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". И он обращался ко всем верующим, не только к священникам.
Святой Хосемария Эскрива, основатель Opus Dei, которого Папа Иоанн Павел II называл "святым повседневности", с начала 1930-х годов учил свою паству, что святость не зарзервировано лишь за монахами и священниками, что и мирянин может достичь Царствия Божия.
Вот цитаты из интервью:
Каждый христианин должен быть ”другим Христом, самим Христом” (alter Christus, ipse Christus). Святой Отец [Павел VI] недвусмысленно выразил это в следующих словах: ”Необходимо сохранять за святым крещением всю полноту его значения. Посредством этого таинства мы приобщаемся к Мистическому Телу Христову, Которое есть Церковь... Не следует думать, что быть христианином, принять крещение - это что-то незначительное и неважное. Крещение должно глубоко и радостно запечатлеться в сознании каждого крещеного человека” (Окружное послание Ecclesiam Suam, часть первая).
Собственный вклад мирян в святость и апостольское служение Церкви - это их свободные и ответственные действия в светских, земных структурах, куда они вносят закваску христианской вести. Свидетельство христианской жизни, слово просвещения во имя Божие, ответственные действия ради служения другим людям, участие в решении общих проблем - таковы пути осуществления божественной миссии обычными христианами.
Много лет, с самого основания Opus Dei, я размышляю и прошу других размышлять над словами Христа, которые мы находим в Евангелии от Иоанна: Et ego, si exaltatus fuero a terra, omnia traham ad meipsum. ”И когда Я вознесен буду от земли, все привлеку к Себе” (Иоанн, 12:32; пер. с Вульгаты). Своей смертью на Кресте Христос привлек к Себе все творение. И теперь задача христиан - примирить все сущее с Богом и с помощью своей работы в миру поместить Христа на вершину всех человеческих занятий.
(...) Другими словами: если вы хотите следовать за Христом, служить Церкви и помочь другим людям осознать свое вечное предназначение, нет нужды покидать этот мир или держаться от него на расстоянии. Вам даже не нужно заниматься церковной деятельностью. Единственное необходимое и достаточное условие - исполнять миссию, которую поручил вам Господь, в том месте и в той среде, которые указало Его Провидение.
Поскольку на большинство христиан Бог возложил миссию заниматься земными делами и освящать мир изнутри...
Я всегда этому учил, ссылаясь на Писание. Мир - не плох, он вышел из рук Божиих. Бог его создал, и посмотрел на него, и остался доволен (2). Это мы, люди, портим и уродуем его грехом и неверностью. Поверьте, дети мои, если вы, живущие в мире, уклонитесь от честных будничных дел, то нарушите волю Божию, это уж точно.
Поймите, Бог призывает вас служить Ему в мирских, материальных делах, как бы из них, изнутри. Он ждет нас каждый день в лаборатории, в операционной, в казарме, на университетской кафедре, на фабрике, на заводе, в мастерской, в поле, в семье, словом - везде, где трудятся. Что-то есть божественное и сокровенное в самых простых вещах, и каждый из вас должен открыть это что-то...
Студентам и рабочим, которые собирались со мной в тридцатых годах, я говорил, что им надо овеществить свою духовную жизнь. Я хотел, чтобы они избежали соблазна двойной жизни, распространенного и тогда, и теперь: по одну сторону - жизнь внутренняя, связь с Богом, по другую, совсем отдельно - профессиональная, социальная, семейная, где толпятся и кишат мелкие земные дела.
Нет, дети мои! Мы так жить не можем! Мы - христиане, а не шизофреники. Жизнь - одна, ее мы и должны освятить, наполнить Богом и плоть, и дух. Невидимого Бога мы открываем в самых видимых, материальных вещах.
Другого пути нет, дети мои. Или мы научимся находить Бога в повседневной жизни, или вообще Его не найдем. Поэтому я и говорю вам, что теперь, в наши дни, надо вернуть высокое значение материи. Надо одухотворить самые мелкие и неприметные аспекты человеческой жизни, поставить на службу Царству Божию, сделать средством, которое поможет нам постоянно быть с Иисусом Христом.
А здесь – его прямая речь (видео).
В конституции XXI Вселенского (II Ватиканского) Собора Lumen gentium говорится:
«Собственное призвание мирян состоит в том, чтобы искать Царства Божия ведя мирские дела и устрояя их по воле Божией (...). Им в особенности следует так освящать и направлять все мирские дела, с которыми они тесно связаны, чтобы дела эти совершались и развивались всегда согласно Христу и были во славу Творца и Искупителя».
В компендиуме (краткое изложение) Катехизиса Католической Церкви читаем:
- К чему призваны верные миряне?
Собственное призвание мирян – искать Царства Божия, просвещая и устрояя преходящие реалии по воле Божией. Тем самым они исполняют призвание к святости и апостольству, обращенное ко всем крещеным.
В большинстве направлений христианства (по крайней мере в католицизме и в православии - точно) считается, что для Спасения достаточно праведной мирской жизни. Святые подвижники же молятся не только за себя, но и за остальное человечество.
Все праведники достигают Царствия Божия. Монашеский путь просто считается эталонным т.к. подразумевает более строгую аскетическую жизнь и соответственно более явную святость.