Проблема так же и в том, что именно современной православной культуры во всеобъемлющем понимании этого термина, с горечью следует признать, практически не существует.
Да есть успешные поиски новых архитектурных форм (Андрей Анисимов, Даниил Макаров), новых художественных путей в искусстве вообще и иконописи в частности (музей современного христианского искусства о.Андрея Юревича), музыкальные коллективы ("Ихтис" и др.). Но, во-первых, всё это - капля в море, во-вторых, эти прекрасные примеры. к сожалению, не формируют именно явления культуры на общем уровне Церкви и государства.
Из обсуждения примерно той же темы в одном ЖЖ:
"И как так получилось, что у нас тысячи храмов, тысячи хоров, тысячи художников, тысячи... нет, миллионы произведений искусства, а православной культуры - нет? Ее нет в школе, ее нет в театре, ее нет в кино, нет на улице. В туризме, музейном деле - нет, она есть, но ее нет как системы воспитания, системы удовлетворения культурных потребностей личности. Как минимум личности, причисляющей себя к развитой и современной.
И почему?
А по тому, что Церковь, хоть и декларировала свою культуру, как важное средство православного воспитания, но так и не занялась, созданием из имеющего потенциала целостной культурной среды. Практически пропали фестивали хоров, не видно выставок детского мастерства, нет культурного обмена, и, главное, нет системы того, чтобы православная культура могла "кормить" человека и хороший коллектив. Всего несколько коллективов "при монастырях" ведут "чес" по всем фестивалям, одно "Софрино" представляет 90% всего искусства, и, прямо скажем, - серятина это, а не искусство. В дореволюционной России были иконописные школы, множество стилей, мастера узнавали по росчерку кисти, хоры"
"Где произошел разрыв?
Обидно, что многими людьми, которые в силу тех или иных причин не знакомы с христианством чуть глубже обывательского уровня, вот это ВИДИМОЕ и принимается за христианство. Неофарисейство с патриотическим уклоном. Конструктивные элементы восточного христианства все сохранены, и внутренние, и внешние, однако за века на это наслоилось такое количество человеческого, что понять, где есть Божие, а где человеческое часто весьма проблематично. Однако есть критерии и разобраться в этом можно. Христианское наследие сейчас - в редком случае живая жизнь во Христе, а по большей части мертвая библиотека с душной атмосферой, где все подчинено лишь строгим формулам и клише, где победу одержало фарисейское обрядоверие."