Непостижимое в реальности, пишет С. Франк - это не только непостижимо для нас " тёмное, скрытое, недостижимое" в силу несовершенства нашего ума, но в интуитивном металогичемком знании, мы улавливаем " Непостижимое в себе"- как бы явную, светло- озаренную, видимую тайну, которая не перестаёт быть тайной оттого, что она открыто стоит перед нами и нами созерцается. Мы строго говоря, "не имеем дела с объективной действительностью", с миром внешним, от нас не зависящем, отчужденным своей "непроницаемостью, монолитностью". Философия культивирует такое отношение к реальности, которое не имеет ничего общего с установками научного познания. Достижимое здесь знание - это без всяких усилий и искания, целомудренное обладание без вожделения. Не добыча, а чистый дар. Не логические ухищрения разума, а созерцание. "Созерцательное знание" , Франк приводит слова Гете, называется "тихим, лучшим знанием". Оно есть знание непостижимого - реальности в её природе. "В непосредственном вИдении этого и состоит метафизическое сознание, по сравнению с которым всякое эмпирически-рациональное знание, всякое интеллектуальное обладание чем-либо, как определённым и ограниченным бытием, есть лишь производный, фрагментарный, частный отрезок ". Метафизическое сознание, укорененное в душе каждого человека и актулизируемое людьми, "выпавшими из закона общего" - пишет Бердяев," "делают этих людей живыми в строгом смысле этого слова. " "Быть живым", по Франку, - значит иметь "открытую душу", значит видеть мир и человека в нем, как прекрасную неисчерпаемую тайну, быть свободным, постоянно прояснить духовные основы своей жизни и возрождать в себе силы добра.