Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему методы пропаганды Геббельса имели такой успех?

ПсихологияОбщество+5
Богдан Рыжий
  ·   · 76,8 K
Любитель спорта, кинематографа, истории и человече...  · 10 июл 2017

В анналах мировой истории есть уйма наглядных примеров того, как можно легко манипулировать человеческими массами. Один из таких примеров, а точнее эксперимент, показал учитель американской средней школы Рон Джонс в 1967 году. И это всего лишь на уровне школьного учителя и средств передачи информации – «из уст в уста».

Рон Джонс преподавал историю в школе старших классов Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он объяснил учащимся силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо́льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает тип личности нацистов. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.

В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В полдень пятницы в кабинет набились 200 учеников, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся до того школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что никакого движения не существует. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники думали, что они были избранными, но в действительности оказалось, что их просто использовали. Они ощущали собственное превосходство над другими людьми — теми, кто не был членом Третьей волны. Джонс показал им, какое будущее могло бы ожидать их, если бы всё продолжилось — он включил проектор, на котором замелькали кадры кинохроники Третьего рейха, где были показаны как военный парад, так и концентрационные лагеря. Затем Джонс Рон включил свет. В зале воцарилась тишина. Молча встав со своих мест, школьники разошлись. А самый упорный участник Третьей волны, который в последние три дня предложил Джонсу быть его личным телохранителем, горько плакал.

А если рассматривать такую модель на уровне целых стран и возможностью передачи информации через СМИ. Эффект не заставит себя долго ждать.

**Так же советую познакомиться с интервью Карла Густава Юнга, знаменитого психиатра и основателя аналитической психологии, которое было опубликовано 11 мая 1945 года в швейцарской газете Die Weltwoche, через четыре дня после капитуляции немецкой армии в Реймсе. «Обретут ли души мир?» – так называлась статья, в которой Юнг размышлял о причинах массового психоза немецкой нации в 30-40-е гг., о демонах, которые только того и ждут, чтобы выползти на поверхность нашей психики, и о том, что после Германии зло будет искать другие внушаемые народы для своего воплощения.

**

Увлекаюсь историей, политикой. Мой адрес в Дзен: z...  · 28 февр 2021
Геббельс взял на вооружение принципы, которые в то время еще очень хорошо работали: 1) Великолепное ораторское искусство 2) Великолепный дар убеждения 3) Харизма 4) Ясность донесения мысли 5) Создание ощущения актуальности 6)... Читать далее

Да эти методики до сих пор прекрасно работают, у Киселева/Соловьева спроси, они точно знают)

🍀 Естествоиспытатель   · 3 мар 2021  · shymanovsky.mooo.com
Я не уверен, что они вообще имели успех. Просто жизнь в тоталитарном военнизированом государстве не дает человеку никакой возможности возразить. Особенно, возразить публично. Можно привести в пример СССР. Не существовало... Читать далее
лентяй и демагог  · 21 июн 2015
Потому что это была целая система, основанная на оболванивании населения + подмена понятий. Его система состояла из нескольких этапов. Первый этап - 1933-1934 гг. - открытые дискуссии по поводу всего. Народу разрешили выпустить... Читать далее
Наоброт, население России не удалось полностью перепрограммировать за 15 лет Геббельсовщины. Поддались на... Читать дальше
photographer / historian  · 30 июн 2015
Самая главная фишка любой пропаганды это не поселение мысли, а поиск в уже имеющейся массе скрытых желаний, присущих большинству и дальнейшая манипуляция с ними. В нынешней России таким скрытым болезненным местом оказались... Читать далее

Пора бы знать, что "пораженческие настроения" появились в СССР задолго до 1991.

(

Студент Hebrew University of Jerusalem, учу...  · 7 авг 2015
У практически любой пропаганды есть два основных фактора успеха: 1) Она должна создать ощущение комфорта (экономический подъём, увеличение армии, фюрер такой умный, что всем задаст и т.д.) 2) Она не должна постулировать ничего... Читать далее
Интересно, у кого в головах полтора года назад было, что украинцы нам враги? А сейчас слово "украинец" у нас чуть... Читать дальше
Researcher  · 2 авг 2015
Это свойство человеческой психики - она очень гибкая и для выживания совесть подавляется и отключаются понятия добра/зла. Только глубоко верующие люди (смотри записки по ГУЛАГу) или уникальные личности с силой духа могут... Читать далее
Георгий пенсионер. Интересует жизнь людей и их...  · 3 мар 2021
Все изложено правильно и четко. Но почему - то автор не указал на менталитет немецкого народа, его национализм и патриотизм? Во все времена исторического развития основным мощным оружием любого Гитлера, Геббельса, Бормана и... Читать далее
Несостоявшийся историк.  · 13 авг 2018

В период расцвета Третьего Рейха у Геббельса как-то спросили - в чем суть любой пропаганды? На что последний ответил: обещай лысому волосы а импотенту новый х-й. Вот и все.

Пенсионерка.  · 6 янв 2016
Пропаганда всегда побеждает, если она активирует и поощряет низменные инстинкты. Принцип одобрения власти можно сформулировать так: если я, маленький, трусливый и слабый, не могу (отнять, украсть, присвоить ...), то пусть за... Читать далее
Первый
Население России удалось "перепрограммировать" намного быстрее. В этом-то и есть загвоздка, что население России не надо перепрограммировать... Это, чтобы убедить рядового немца, надо приводить аргументы, доводы, идти на... Читать далее
"у рядового русского нет мышления". у Геббельса подсмотрели? Нацизм в чистом виде. Беда не в 86%, беда как раз в... Читать дальше