Мировоззрение, на мой взгляд, не столько "взгляд на мир", сколько матрица представлений, способствующая ориентации в окружающем пространстве. Простейшая матрица черно-белая, работающая по типу "что такое хорошо и что такое плохо":
- люди с бледными лицами / красными и черными лицами;
- истинные арийцы / славяне, евреи и цыгане;
- поклонники "Спартака" / "ЦСКА" / "Динамо" и т.п.
Более сложная матрица - как электронная таблица Excell, в которой имеющиеся данные обрабатываются согласно прописанным в ней алгоритмам. Ее примером может выступать политическая проституция.
Однако ошибочно считать, что "суть всех религий и филосовских учений в том, чтобы как раз и воспитать в человеке самые лучшие душевные качества". Как пример - религиозные противостояния иудеев / христиан; католиков / протестантов; шиитов / суннитов; явление старообрядчества. Пример философского противостояния - марксизм-ленинизм и пролетарский интернационализм. Тем не менее цель религиозно-философских мировоззренческих матриц - всё многообразие представлений увязать меж собою посредством одного или нескольких "ключей" по типу РСУБД "Access".
Таким образом различия восприятия людьми друг друга и окружающих явлений обусловлены различиями их матриц - т.е. их мировоззренческими позициями. Последние во многом определяются теми поведенческими программами, которые прописаны в матрицах.
Теперь о нетерпимости. Основой этого явления видится многообразие (проявления) форм Жизни. "Сколько людей - столько и мнений" - говорится об этом. Но несмотря на все различия своих элементов, сама Жизнь существует как форма их симбиозов, порою весьма причудливых. Здесь «неповторимость» выступает одним из условий выживания вида, а «симбиоз» – условием стабильного существования.
Нетерпимость к идейным противникам проистекает не столько из невозможности заключения с ними взаимовыгодного союза, сколько от необходимости самосовершенствования. Чтобы стать жизнеспособным, надо стать сильным – т.е. независимым. Как в спорте, где к вершинам мастерства возможно прийти лишь при наличии сильного соперника. Образно выражаясь, (социальному) организму необходима определенная толика яда чтобы постоянно быть в тонусе. Поэтому словесные баталии (в т.ч. на страницах Кью) как раз и преследуют цель поддерживать боевой дух непримиримых оппонентов (ради чего, собственного говоря, и ведутся подобные споры).