Всем известно, что большинство людей с разным мировоззрением нетерпимы друг к другу-спорят, стараются перетянуть на свою сторону, считают оппонентов идиотами, обзывают,злятся и так далее. Почему взгляды других им так важны и не дают покоя? Почему они тратят энергию на глупые, бесполезные поступки вместо того, чтобы обратить внимание и позаботиться о своей персоне? Почему разумный человек опускается до таких, на мой взгляд низости? Это что, недостаток воспитания, этики и преобладание животных инстинктов, отсутствие доброты и любви к ближнему? Что касается верующих, то суть всех религий и филосовских учений в том, чтобы как раз и воспитать в человеке самые лучшие душевные качества. Это человек бестолковый или программа не работает?
Разных мировоззрений не существует. У земного человечества существует только одно мировоззрение -- мировоззрение человека. На своем жизненном пути человек постигает разные стороны одного и того же мировоззрения.
Люди следуют по разным траекториям этого мировоззрения, которое порой напоминает лабиринт Минотавра. Кто-то в этом лабиринте начинает путаться и приходить в отчаяние, кому-то выпадает удача встретить нить Ариадны, которая выводит его на свет.
Иногда путь к центру, к ядру мировоззрения напоминает путь червяка, который прогрызает зрелое яблоко жизни... Сами не замечая того, они способствуют падению с ветки и дальнейшему гниению яблока и, если все будет благополучно, то яблочные семена дают новую поросль, а затем и новое, обновленное ядро мировоззрения.
Порой наше мировоззрение превращается в классический черный ящик, суть которого неясна, темна и невидима. И каждый из нас стремится проделать свою дырочку в этом ящике, чтобы заглянуть хотя бы одним глазком в этот черный ящик истины. Кто-то вырезает круглую дырку, кто-то эллипс, есть любители треугольников или огромных дыр с обшарпанными краями, есть любители звездных проекций или фигурок животных. Бывает также, иной находит трафарет царской короны и пытается через нее выудить тайны бытия.
Религии, науки и искусства есть одни из этих способов проникновения в суть, испытанные временем, наезженные столбовые дороги с различными вариантами объездных путей, если где-то прорвало какую-то плотину по мировоззренческой весне...
Поэтому споры эти -- между приверженцами "разных мировоззрений" -- есть споры о дорогах, порой тропинках.
Почему эти споры иногда становятся такими ожесточенными?
Знаете, есть такой замечательный немецкий писатель Герман Гессе, сами немцы произносят его фамилию очень мягко: "Хёссе". Так вот, у него есть замечательная книга, которая называется "Сиддхартха". Да, она про Будду, но, скажем так, довольно нестандартного Будду. И вот в ней главный герой книги как-то говорит о том, что в большинстве случаев он видит вокруг себя людей-детей. Кажется, одна глава книги, если мне не изменяет память, прямо так и называется, "Люди-дети".
Люди, действительно, похожи на детей, когда дело касается убеждений. Они принимают на веру то, что им говорят родители, чему их учат в школах, университетах, магистратурах, профессоры и научные авторитеты, книги и фильмы, звезды кино или соцсетей. Люди не пытаются, точнее, весьма редко пытаются думать самостоятельно. И еще реже становятся взрослыми.
Взрослый человек перестает играть в прятки с миром. Он просто открыт. Открыт любому червяку, как то самое зрелое яблоко. Он сам становится тем самым черным ящиком, который начинают сверлить... Он невольно превращается в запутанный и одновременно прекрасный лабиринт... Наконец, он становится обычной полевой дорогой, проселочной дорогой.
Знаете, обычно такой проселочной дорогой становятся все же философы, не зря один из них, Мартин Хайдеггер, написал даже книгу с таким говорящим названием "Разговор на проселочной дороге", потому что к этому времени его мышление стало такой вот степной дорогой.
По мере приближения к центру, споры о сути становятся все тише, а через некоторое время и вовсе замолкают. Потому что из сути, когда ты приезжаешь в столицу истины, ты понимаешь, что в нее ведут разные дороги и, помимо земных дорог, есть еще и морские и воздушные пути. А бывает еще и несанкционированные нашествия комаров, особенно, если недалеко обнаруживается водоем... То есть, некоторые могут прибыть к сути и путем комара...
И вот в этом граде уже идет своя жизнь, взрослая. И там, если и есть споры, то больше уже по совместному общему делу, по тому самому, о котором говорил еще философ Николай Федоров. Споры, нацеленные на создание добавочной стоимости добра, истинного добра, когда думают о благе для ближнего без злобы и ожесточения, а больше с юмором и иронией.