Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему люди реагируют на шутки смехом? Как вообще наш мозг понимает, какая шутка смешная, а какая нет?

ПсихологияБиология+3
Анастасия Шумакова
  ·   · 42,8 K

Поскольку ни один из отвечающих так и не ответил на вопрос, объяснив, как устроен механизм восприятия смешного, а нейробиолог до сих пор не явился, Я постараюсь ответить на этот вопрос с точки зрения эстетической теории (я как раз пару дней назад сдал по ней экзамен).

Так вот. Так или иначе такие категории как "смех", "юмор", "смешное" и т.д. связаны с эстетической ценностью Комического (эстетические ценности - ценности, возникающие в результате чувственного контатка субъекта с каким-либо объектом, если этот контакт не несет утилитарного характера и эмоционально переживается. Помимо комического есть категории Прекрасного, Возвышенного, Трагического, Безобразного и их различные модификации. Но это сейчас не главное). Существует несколько теорий, объясняющих роль и значение смеха во всей истории человечества, а также исторические особенности комического, относительно различных эпох.

Поскольку для описания структуры и функции комического нужно написать много букв, а я пишу диплом и уже восьмой раз отвлекаюсь на The Question, я, пожалуй, скопирую содержание билета, который я готовил перед экзаменом и буду таков.

Комическое - это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации, но и принимает на себя творческую инициативу. В комическом не нужна определенная дистанция между субъектом и объектом. Наоборот, субъект должен разрушить ее, показав противоречивый характер объекта. Такой слом дистанции с последующей дискредитацией объекта в «позитивной» и не агрессивной форме и есть комическое.

В комическое, как и в трагическое, входит определенное противоречие; Здесь также происходит утрата ценностей, но эта утрата происходит преднамеренно, поскольку эти ценности более не несут в себе важного для человека значения. Как и в трагическом, в комическом есть нечто очищающее, в данном случае это смех. Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание.

В чем же сущность комического и его функции?

Следует сказать, что в обществе существует потребность в духовном преодолении того, что утратило право на существование. В мире человеческих ценностей появляются ложные ценности или псевдоценности, антиценности, объективно выступающие помехой духовному, социальному существованию человека. Комическое есть способ переоценки ценностей, возможность отделить устаревшие ценности от актуальных. Комическое входит в мир ложных представлений и пытается внести здравый смысл. Разоблачение достигается смеховой реакцией. Смысл комического – унижение определенных социально ранжированных ценностей. Перед определенными социальными переворотами – взрыв комического творчества. Вместе с отрицанием в комизме происходит утверждение свободы человеческого духа. Смеясь и играя, человек как бы бросате вызов устаревшим ценностям и взглядам, тем самым утверждая свою свободу и возможность преодолеть эти ценности. Маркс: это нужно, чтобы человечество смеясь расставалось со своим прошлым. Комизм — это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала. Однако, когда за смехом не стоит положительного начала и он направлен на нечто совершенно другое, мы не имеем дело с комическим. Нормальный комизм рождается в проблемных зонах человеческой культуры.

Структура комического. Комическое возникает тогда, когда есть некое противоречие в воспринимаемом объекте. Чтобы проявилось комическое, некая антиценность должна быть проявлена в объекте, то есть этот объект должен быть не сообразен нашей привычной "адекватной" картине мире, должен ей противоречить на уровне абсурда и быть очень далеким от доминирующих ценностей. Такое несоответствие называется комическим несоответствием. Вначале это внутренне несоответствие в объекте. В свете значимых ценность эта несообразность становится нелепой, абсурдной, смешной, разоблачительной. Условием, реализации комического является духовная свобода человека, свобода от тех устаревших ценностей, которые он высмеивает. Таким образом, комическое несоответствие – форма существования комического.

Эта форма для своего создания предполагает наличие определенного навыка у человека. Этот навык – чувство юмора – одно из эстетических чувств. Оно: 1) присуще эстетически развитому уму; 2) подразумевает склонность к богатым ассоциациям; 3) предполагает способность схватывать противоречия действительности; 4) противопоставляет их эстетическому идеалу и доминирующим ценностям;

Чувство юмора, таким образом – способность восприятия комизма, а остроумие – это способность к его созданию, способность так замечать и оценивать противоречия действительности, чтобы их комизм стал до абсурда очевиден.

Комическая обработка действительности требует для своего запечатления и заострения противоречий определенных художественных форм.

Основные формы комического.

1.Чистый комизм. Комизм, лишенный малейшего критического содержания – игра слов, шутка, каламбур.

  1. Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. комизм, направленный на явление, положительного в своей сути; явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом.

  2. Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений. Направлена на явления, принципе не приемлемые для человека. Сатирический смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. В искусстве сатира и юмор неразрывно связаны, одно незаметно переходит в другое.

  3. Гротеск - комическое несоответствие в фантастической форме. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая.

  4. Ирония – сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.

  5. Сарказм – антипод иронии. язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Сарказм в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит своё выражение высшая степень негодования, ненависть.

Надеюсь, для диплома вы все же перерабатываете информацию

Владимир, специальность - наладчик промышленного о...  · 10 окт 2021
Смех и улыбка, как и другие эмоции относятся к безусловным рефлексам. Младенец уже способен проявлять эмоции как реакцию на внешние раздражители безо всякого обучения. Несколько сложнее обстоят дела с развитием чувства юмора... Читать далее
jack of all trades  · 13 мар 2016
Отчасти это "запрограммировано" в нас: смех как реакция на раздражитель, в данном случае на положительный: я смеюсь - то есть мне нравится эта шутка, я получаю удовольствие от того, как подана информация, я восхищен и т.п... Читать далее

Вода какая-то. Тут нейробиолог нужен.

Инженер, ну и все такое  · 1 апр 2016
Не специалист в подобных вопросах, но где-то читал, что смех эволюционно сложился как реакция сознания на опасность, которую удалось избежать. Например, нашему предку с дубиной в руке встретился разъяренный саблезубый тигр... Читать далее
Не в опасности дело, и не в избежании даже, а в непривычном подходе к решению. Если на тебя напал саблезубый тигр... Читать дальше
лысый нос с горбинкой зубов нет но есть сутулость...  · 11 окт 2021
Боже мой! сколько теорий, Если бы после каждой был приведён анекдот, хоть как-то подтверждающий его гипотезу, какая бы статья получилась. Я думаю все проще Есть НАСТОЙ НА ШУТКУ (пришли не силком: на Иванова, Жванецкого…)... Читать далее
Первый
Не совсем верно. Любая шутка строится на ассоциации. Чем дальше друг от друга объекты ассоциации, тем смешнее. А мозг реагирует так именно из за активации нестандартной нейронной связи. Ассоциативное мышление. Банальный пример:... Читать далее
Учитель русского языка с техническим складом ума  · 12 авг 2018  ·
n_goblin
С точки зрения теории литературы, нет понятия абсолютно смешного, как и абсолютно интересного. Нет идеального стихотворения, которое вдохновляло бы всех, нет идеальной книги. Даже "Библию" нельзя назвать такой, поскольку есть... Читать далее
Не бывает скучных предметов. Бывают скучные учителя.Перейти на yandex.ru/uslugi/worker-review/NikolajL-470217
1. А вот про "юмор программистов"- это сильно сказано ! Как то мне пришлось, по долгу службы, наблюдать... Читать дальше
Фрилансер  · 28 мая 2018
Юмор давным давно раскладывали на составные части, выводили законы. Мол, основан на противопоставлении или на подобии, на неожиданности и тд. Но все равно его природа непонятна и не зря считается вершиной высшей нервной... Читать далее
С Н.С. все просто настолько, что лишь ставит новые вопросы. Н.С. не будет изобретать, она как тот бот (микрософтовс... Читать дальше
Есть простой критерий, определяющий насколько смешной будет шутка - это неожиданность и логичность. Чем неожиданнее и чем логичнее шутка, тем она смешнее.  Очень логичная, но ожидаемая шутка будет называться баяном, бородатой... Читать далее

Ждала пример эталонной шутки. Не дождалась(