Поскольку ни один из отвечающих так и не ответил на вопрос, объяснив, как устроен механизм восприятия смешного, а нейробиолог до сих пор не явился, Я постараюсь ответить на этот вопрос с точки зрения эстетической теории (я как раз пару дней назад сдал по ней экзамен).
Так вот. Так или иначе такие категории как "смех", "юмор", "смешное" и т.д. связаны с эстетической ценностью Комического (эстетические ценности - ценности, возникающие в результате чувственного контатка субъекта с каким-либо объектом, если этот контакт не несет утилитарного характера и эмоционально переживается. Помимо комического есть категории Прекрасного, Возвышенного, Трагического, Безобразного и их различные модификации. Но это сейчас не главное). Существует несколько теорий, объясняющих роль и значение смеха во всей истории человечества, а также исторические особенности комического, относительно различных эпох.
Поскольку для описания структуры и функции комического нужно написать много букв, а я пишу диплом и уже восьмой раз отвлекаюсь на The Question, я, пожалуй, скопирую содержание билета, который я готовил перед экзаменом и буду таков.
Комическое - это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации, но и принимает на себя творческую инициативу. В комическом не нужна определенная дистанция между субъектом и объектом. Наоборот, субъект должен разрушить ее, показав противоречивый характер объекта. Такой слом дистанции с последующей дискредитацией объекта в «позитивной» и не агрессивной форме и есть комическое.
В комическое, как и в трагическое, входит определенное противоречие; Здесь также происходит утрата ценностей, но эта утрата происходит преднамеренно, поскольку эти ценности более не несут в себе важного для человека значения. Как и в трагическом, в комическом есть нечто очищающее, в данном случае это смех. Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание.
В чем же сущность комического и его функции?
Следует сказать, что в обществе существует потребность в духовном преодолении того, что утратило право на существование. В мире человеческих ценностей появляются ложные ценности или псевдоценности, антиценности, объективно выступающие помехой духовному, социальному существованию человека. Комическое есть способ переоценки ценностей, возможность отделить устаревшие ценности от актуальных. Комическое входит в мир ложных представлений и пытается внести здравый смысл. Разоблачение достигается смеховой реакцией. Смысл комического – унижение определенных социально ранжированных ценностей. Перед определенными социальными переворотами – взрыв комического творчества. Вместе с отрицанием в комизме происходит утверждение свободы человеческого духа. Смеясь и играя, человек как бы бросате вызов устаревшим ценностям и взглядам, тем самым утверждая свою свободу и возможность преодолеть эти ценности. Маркс: это нужно, чтобы человечество смеясь расставалось со своим прошлым. Комизм — это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала. Однако, когда за смехом не стоит положительного начала и он направлен на нечто совершенно другое, мы не имеем дело с комическим. Нормальный комизм рождается в проблемных зонах человеческой культуры.
Структура комического. Комическое возникает тогда, когда есть некое противоречие в воспринимаемом объекте. Чтобы проявилось комическое, некая антиценность должна быть проявлена в объекте, то есть этот объект должен быть не сообразен нашей привычной "адекватной" картине мире, должен ей противоречить на уровне абсурда и быть очень далеким от доминирующих ценностей. Такое несоответствие называется комическим несоответствием. Вначале это внутренне несоответствие в объекте. В свете значимых ценность эта несообразность становится нелепой, абсурдной, смешной, разоблачительной. Условием, реализации комического является духовная свобода человека, свобода от тех устаревших ценностей, которые он высмеивает. Таким образом, комическое несоответствие – форма существования комического.
Эта форма для своего создания предполагает наличие определенного навыка у человека. Этот навык – чувство юмора – одно из эстетических чувств. Оно: 1) присуще эстетически развитому уму; 2) подразумевает склонность к богатым ассоциациям; 3) предполагает способность схватывать противоречия действительности; 4) противопоставляет их эстетическому идеалу и доминирующим ценностям;
Чувство юмора, таким образом – способность восприятия комизма, а остроумие – это способность к его созданию, способность так замечать и оценивать противоречия действительности, чтобы их комизм стал до абсурда очевиден.
Комическая обработка действительности требует для своего запечатления и заострения противоречий определенных художественных форм.
Основные формы комического.
1.Чистый комизм. Комизм, лишенный малейшего критического содержания – игра слов, шутка, каламбур.
Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. комизм, направленный на явление, положительного в своей сути; явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом.
Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений. Направлена на явления, принципе не приемлемые для человека. Сатирический смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. В искусстве сатира и юмор неразрывно связаны, одно незаметно переходит в другое.
Гротеск - комическое несоответствие в фантастической форме. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая.
Ирония – сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.
Сарказм – антипод иронии. язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Сарказм в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит своё выражение высшая степень негодования, ненависть.
Надеюсь, для диплома вы все же перерабатываете информацию
Вода какая-то. Тут нейробиолог нужен.
Ждала пример эталонной шутки. Не дождалась(