Смех и улыбка, как и другие эмоции относятся к безусловным рефлексам.
Младенец уже способен проявлять эмоции как реакцию на внешние раздражители безо всякого обучения.
Несколько сложнее обстоят дела с развитием чувства юмора. Проявление заботы и ласки со стороны родителей вызывает улыбку. Внешнее раздражение нервных окончаний (щекотка) вызывает смех.
Играя с ребёнком родители закркпляют эти рефлексы.
По мере формирования родители добавляют к рефлекторному раздражению информативный фактор. Рассказывая ребёнку смешные стишки и прибаутки. Так формируется начальное восприятие юмора.
В дальнейшем восприятие юмора поддерживается информативными раздражителями (книги, мультфильмы, детские представления, игры).
Дети лишённые или получившие недостаточно подобных тренингов позже отличаются недостаточным восприятием или даже непониманием юмора.
В течение жизни у человека в силу внешних обстоятельств может происходить переосмысление юмора. Шутки, казавшиеся нам смешными устаревают, теряют остроту и смысл. Появляются новые шутки, которые кажутся более смешными.
Кроме того сильное влияние оказывает внешняя среда.
Свой, специфичный юмор есть у разных народов, общностей и культур. То, что кажется смешным для одних может быть совершенно непонято другими. Однако внешние проявления удовольствия (смех и улыбка) остаются неизменными для всех людей.