Дело не в игре Хоакина Феникса и даже не в сценарных ходах. Хоакин Феникс безусловно гениальный актёр, и это видно во всех его фильмах, но не все эти фильмы такие, как "Джокер". Многие сценарные ходы заведомо вторичны, открыто взяты из других картин, некоторые выдумывались прямо во время съёмок.
Дело в том, что этот фильм — экзистенциальная драма, то есть редчайший на сегодня жанр. В отличие от прочих историй, история этого типа рассказывает не просто о каких-то событиях, но об изменении героя, и не просто о каком-то измении героя [не любил — полюбил, любил — разлюбил, был трусом — осмелел, был смелым — струсил и т.п.], а о самом главном изменении, которое вообще может произойти с разумным существом. В ходе такой истории меняется самый смысл его жизни. Герой жил ради одного, а стал жить ради другого. Герой считал самым главным в своей жизни одно, бился ради этого, страдал, многим жертвовал, а потом отрёкся от этого и перешёл к другому. Теперь другое стало смыслом его жизни. Такие истории, повторюсь, давно никто не рассказывал.
В "Джокере" герой сначала верит в деятельную любовь, в призвание, в помощь людям. Он стремится нести им радость. Но последовательно убеждается, что это никому не нужно и ничего не даёт. И из такого криптохристианина становится нигилистом — человеком, который почувствовал радость тотального разрушения. Перемена смысла меняет всю его жизнь, все его установки, всю систему ценностей, всю поведенческую стратегию, всю личность героя.
Вот именно эта суть истории и привлекла в производство фильма великих участников, включая Хоакина Феникса и других актёров, режиссёра, сценариста, оператора, композитора и проч. — и позволила им раскрыться в полной мере. Как ни в какой другой истории.
100%. Других достоинств у фильма нет.
Потому что всё ганиальное просто, шедевр всегда имеет тонкие грани между реальностью и вымыслом, Дай Бог научиться такому приёму и быть всегда на позитиве