Чтобы перейти к вопросу о вооруженной борьбе, против угнетателей, нужно освободиться от примитивного восприятия раба, как закованного в цепи пролетария, который мыслит категориями марксизма. Т, е. живет и мечтает сбросить оковы и кровью народной залитые троны... Ну, и дальше, по списку.
Нужно понять, что рабы, это всего лишь прослойка античного общества, точно так же юридически оформленная, как граждане различных классов (всадники, оплиты, легко вооруженные, пращники) и метеки (неграждане проживающие в полисе и имеющие ограниченные права). У Платона, в его идеальном государстве, каждому гражданину, как само собой разумеющееся, было обещано владение одним рабом, минимум. Рабское состояние в античное время, это всего лишь правое состояние человека, по отношению к государству, обществу, общественным институтам. При этом даже рабство разделялось по степени градации. Скажем, в те времена существовало, даже временное, долговое рабство. Были рабы принадлежащие, как единоличникам так и государству. И, не надо думать, что на завтрак, хозяин стегал раба кнутом, а на ужин подвешивал на дыбе. Если объяснять простым языком, раб должен был выполнять посильную работу поручаемую ему, а хозяин кормить, одевать и обувать своего подопечного. При этом господин был в ответе за проступки своего подчиненного, перед законами государства. Сам раб находился под полным патронажем хозяина и не мог самостоятельно судиться и участвовать в религиозных церемониях, в качестве полноправного участника. В тоже время он не обязан был ходить на войну, возводить общественные постройки и платить налоги.
Какие условия должны были возникнуть, чтобы рабы подняли восстание в греческом полисе? Ну, просто экстраординарные. Моровая язва, скажем. Или вторжение врага. Во время Пелопонесской войны, когда спартанцы осаждали Афины, десятки тысяч рабов перебежали на их сторону.
Восстание подразумевает предварительный заговор. Каким образом рабы, рассредоточенные по отдельным домохозяйствам, могли сговориться и выступить разом? В сущности - никак. Единственным средством протеста в то время, оставалось бегство от жестокого хозяина. причем бежать на волю, было равносильно самоубийству. Беглый раб, сразу же ставил себя вне всяких человеческих законов и превращался в хищного зверя, которого мог убить каждый. Бежать можно было только к другому хозяину. Более кроткому. Что было довольно массовым явлением. Об этом можно судить по законам, которые принимались против граждан, укрывающих, у себя, чужих рабов. И, еще одно. Античное гражданское общество, это - общество вооруженных граждан. Восстание безоружных, против сильнейшей, в то время, греческой полисной пехоты, дело не просто безнадежное, а безнадежное в квадрате.