Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему дизайн – не искусство?

Искусство и культураДизайн+2
Кирилл Силиванов
  ·   · 59,0 K
Веб-дизайн, интерфейсы и бренд-айдентика🍒. Опыт...  · 4 окт 2021  · ux-journal.ru
Нащупать для себя отличия и сходства мне помогли следующие материалы: «Непонятное искусство», «Мысли о дизайне» и «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве». Делюсь ключевыми тезисами.
Как к работе подходит художник
«Задача художника не в том, чтобы доставлять эстетическое удовольствие – для этого есть дизайнеры, – а в том, чтобы, немного отстранившись от мира, попытаться его осмыслить или высказаться о нем при помощи идей, единственное назначение которых – быть идеями.»
«… художнику самому решать, что является произведением искусства, а что нет. Если художник, сознавая контекст и смыслы объявил свою работу произведением искусства, то так оно и есть.»
«Проблема не в том, является данное произведение шедевром или нет, – ее за нас решит время. Важнее понять, как и почему данное произведение вписывается в историю искусства. В этом и заключается парадокс нашего флирта с современным искусством: с одной стороны, миллионы людей посещают Центр Помпиду, нью-йоркский Музей современного искусства и галерею Тейт в Лондоне, но, с другой стороны, самый частый комментарий в разговорах о современном искусстве звучит так: Ой, я же совсем в этом не разбираюсь».
«Действительно, вынести эстетическое суждение не всегда просто. История искусства содержит массу примеров того, как искусство вызывало общественный гнев. Такой была первая реакция на «Голову быка» Пикассо. Но сегодня никто не сомневается в том, что эта работа имеет эстетическую ценность. Неужели мы, публика, просто привыкли к этому произведению, когда постепенно прошел «шок новизны»? Как говорил Дюшан: Если изображение не шокирует, оно ничто.»
«Требуется время для развития таланта, пока не появится фирменный, узнаваемый стиль. Лишь когда художник обрел собственный голос, становится возможен диалог со зрителем, выстраивание договоренностей с ним и дальнейшее развитие контактов.»
«Мне доводилось интервьюировать гениальных художников, заслуженно уважаемых за ум, интуицию и красоту работ. Но почему-то стоит микрофону оказаться у них под носом, вся эта ясность куда-то улетучивается. И уже спустя полчаса, полного придаточных предложений, уточняющих оборотов и витиеватых метафор, ты не только не приближаешься к пониманию смысла работ интервьюируемого, но сильно от этого смысла удаляешься
(с) Гомперц Уилл, Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси.
Уилл Гомперц – редактор отдела искусств Би-Би-Си. До этого назначения в 2009 году он в течение семи лет работал директором по медиатехнологиям лондонской галереи Тейт, самого посещаемого и влиятельного музея современного искусства в мире. По результатам опроса журнала Creativity Magazine (New York) был назван в числе «50 самых креативно мыслящих людей мира».
Как к работе подходит дизайнер
Цитата из эссе Пола Рэнда, Мысли о дизайне:
«Анализируя (разбивая сложный материал на простейшие компоненты по категориям «как», «зачем», «когда» и «где»), дизайнер формулирует задачу.
В связи с тем, что рекламное искусство в итоге направлено на зрителя и целью рекламы является воздействие на него, задача дизайнера оказывается двухчастной:
принять во внимание реакцию зрителя
и учесть собственные эстетические потребности.
Таким образом дизайнер должен найти средство коммуникации, общее для себя и зрителя (условие, о котором не думает живописец-станковист).»
(с) Пол Рэнд, Мысли о дизайне
Пол Рэнд — выдающийся американский арт-директор и дизайнер. Влияние Рэнда на индустрию дизайна огромно. Благодаря его работе в области рекламы и графики профессия дизайнера стала значимой и ценной для бизнеса, дизайнеры перестали восприниматься как обычные оформители.
Пол Рэнд стал известен благодаря работе над логотипами крупных компаний. Среди его клиентов IBM, UPS, Enron, Morningstar, Westinghouse, ABC, и проект Стива Джобса NeXT.
А еще цитаты Кандинского В. В. интересны для размышлений на тему дизайна и искусства, «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника», 1910 г.:
О ценности живописи и искусства
Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души.
О художниках и принципе внутренней необходимости
Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. 
Таким образом ясно, что гармония красок может основываться только на принципе внутренней необходимости — целесообразного затрагивания человеческой души.
Внутренняя необходимость возникает по трем причинам. Она создается тремя необходимостями:
1) каждый художник, как творец, должен выразить то, что ему свойственно (индивидуальный элемент),
2) каждый художник, как дитя своей эпохи, должен выразить то, что присуще этой эпохе (элемент стиля во внутреннем значении, состоящий из языка эпохи и языка своей национальности, пока национальность существует, как таковая),
3) каждый художник, как служитель искусства, должен давать то, что свойственно искусству вообще (элемент чисто и вечно художественного, который проходит через всех людей, через все национальности и через все времена; этот элемент можно видеть в художественном произведении каждого художника, каждого народа и каждой эпохи; как главный элемент искусства он не знает ни пространства, ни времени).
О красоте и выразительности
Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне.
Чем свободнее абстрактный элемент формы, тем чище и притом примитивнее его звучание.
Но есть нюанс: Как только зритель чувствует себя в области сказки, он немедленно становится невосприимчивым к сильным душевным вибрациям. И в результате цель произведения сводится к нулю. Поэтому должна быть найдена форма, которая, во-первых, исключила бы сказочную атмосферу и, во-вторых, ни в какой мере не задерживала бы чистого воздействия краски.
Последним абстрактным выражением в каждом искусстве является число.
В действительности же не та картина "хорошо написана", которая верна в своих ценностях или которая почти научным образом разделена на "холодное" и "теплое", а та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Также и "хорошим рисунком" является только такой, в котором ничего не может быть изменено без того, чтобы не разрушилась эта внутренняя жизнь совершенно независимо от того, противоречит ли этот рисунок анатомии, ботанике или другой науке.
О развитии личности художника
Художник должен прежде всего признать свой долг по отношению к искусству, а значит и к самому себе; считая себя не господином положения, а служителем высшим целям — служить развитию и совершенствованию человеческой души.
Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен прежде всего культивировать душу и развивать ее, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки - пустым и бессмысленным подобием руки.
О скором появлении графического дизайна и бренд-айдентики (Кандинский пишет в 1910 году, а термин «графический дизайн» впервые появился в печати в эссе 1922 г., в книгах в 1927 году)
Существенное же в разговоре состоит в сообщении идей и чувств. Так же следовало бы относиться к художественному произведению.
В заключение мне хочется сказать, что, по-моему, мы все более приближаемся к эре сознательного, разумного композиционного принципа; что художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить); что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества.
(с) Кандинский В. В, Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника
Кандинский В. В — русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник».
Василий Кандинский выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. Он стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства. Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских художников.
Делюсь подходами к дизайну сайтов и интерфейсов в международных проектах.Перейти на breezzly.ru
Как по мне так дизайн и вправду ничего общего не имеет с искусством, т. к у искусства нет логики. Дизайн нужен... Читать дальше
Дизайнер (художественный редактор) в одном из...  · 15 окт 2021
Все достаточно просто. Дизайн — прикладная область, требующая решения конкретных задач определенным набором методов. Искусство же может по воле автора быть связанным с контекстом любым причудливым образом, иметь свой контекст... Читать далее
3 эксперта согласны
Ответ достоверный.
Художник, писатель  · 25 дек 2019
Дизайн — это искусство. Об этом мне говорит мой — в данный момент — мозг. Мозг — это, собственно, и есть дизайн. Он весь покрыт какими-то дизайнерскими такими извилинами. Он дизайнирован самим Господом. А собственно говоря... Читать далее
Просто дизайн - это прикладное слово в искусстве. Есть проект интерьера он может быть без цветным, но красотами... Читать дальше
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 10 окт 2015  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Представьте себе, что вы в музее MoMA в Нью-Йорке. Вы берёте билет, сдаёте сумку, поднимаетесь на эскалаторе на четвёртый этаж, проходите пару временных галерей, возможно, Герхарда Рихтера, или Флавина, или Бойса, попадаете на... Читать далее

Хороший ответ

Первый
Продуктовый дизайнер в iSpring. Создаю продукты...  · 13 мая 2021
У искусства и дизайна - принципиально разные цели: Искусство - самовыражение человека, осознание себя и мира через призму своего восприятия. Главная цель - отражение субъективного переживания создателя. Понятность зрителем -... Читать далее
Если искусство-это то к чему хочется возвращаться, то и у дизайнеров есть такие работы. Высокий дизайн - это искусство.
UX–дизайнер   · 3 июн 2020  · romanbaev.com
А потому, что дизайн призван решать проблемы — например, понятным образом указать на схеме метро нужную станцию или облегчить поиск на сайте. Но искусство — это самовыражение автора. Иногда оно качественное, но иногда это... Читать далее
Руководитель архитектурной студии ⚡ архитектор...  · 5 нояб 2020  · meandre.ru
Потому что отправная точка дизайна — замысел, план. То есть мысль, рациональное. Дизайн может и часто должен отвечать на вопрос "почему?" Отправная точка искусства — чувство, эмоция, то есть иррациональное, необъяснимое... Читать далее
А я вот не могу согласиться. Искусство - основа дизайна. Например, в 1919 году Вальтер Гропиус основал Баухаус... Читать дальше
Маркетинг и развитие  · 19 мар 2021  · akalm.ru
Наверное и дизайн может быть искусством. Думаю грань где-то в потреблении зарыта. Т.е. дизайн, так или иначе, имеет цель решить какую то прикладную задачу. А искусство имеет цель выразить что-то, чем хочет поделиться автор с... Читать далее
Краткость - с. т.Перейти на akalm.ru
Перефразируя Тарковского, можно сказать так. Дизайн решает задачи человека, а искусство ставит задачи перед человеком. Дизайн всегда нацелен на решение той или иной проблемы. Он практичен и конкретен. Дизайнер всегда работает с... Читать далее

"Дизайн решает задачи человека, а искусство ставит задачи перед человеком" - вот это супер, спасибо

Основатель студии оформления МОСТ. графический...  · 26 сент 2021
Дизайн просто не давно сформированное понятие и принято их разделять. Ничем не отличаются. Выполняют по качеству одни и теже задачи в основании. Формируют зрительную картину восриятия. Формируют глубинную картину качеств... Читать далее
1 эксперт согласени1 эксперт не согласен
Дизайн и искусство могут пересекаться, но в большинстве своем решают разные задачи. Искусство - это выражение... Читать дальше