Попробуем разобраться с диалектикой как таковой. От искусства спора диалектика в своем развитии перешла к методу, в целом, и методу аргументации в философии, в частности. И хотя как искусство диалектика стоит выше науки, тем не менее, как метод рефлексивного теоретического мышления науки составляет форму не просто искусства но мировоззрения в целом.
Хочу остановиться на таком понятии как рефлексивное мышление. Отражение в субъекте объективной реальности является возможностью определить истинность мыслимого содержания самого мышления. Другими словами делает субъективную оценку реальности в той или иной степени объективной.
С другой стороны, наличие рефлексии по отношении к другим субъектам познания объективной реальности, позволяет диалектике исследовать противоречия, делая поправку на достоверность статистической выборки в природном наблюдении и лабораторном эксперименте.
С точки зрения богословия в христианском гнозисе рефлексия дает сознанию опыт, на базе которого человеческое сознание способно видеть суть вещей тварного мира в Нетварном Свете Божественного Откровения. В этом взгляде на религиозное и научное мировоззрение высший метод познания есть божественное откровение, учение о котором можно увидеть во всех религиях откровения и даже в философии Платона (экстаз).
Но момент истины ученого есть ни что иное как озарение в теофании религиозного мистика. И в этом плане ученый ни чем не отличается от пророка заглядывающего за горизонт событий в будущее.