Банальный и одновременно самый трудный вопрос нашего времени и соответственно ответ. Он предполагает объяснение многих аспектов жизни.
Жизнь существует за счет внешней среды - природы. И ее формы адаптируются к природе с учетом ее отображения и сопоставления его результатов с образами, обеспечивающими успех выживания. И чем развитее живое существо, тем сложнее данный аспект их адаптации к среде. У людей можно выделить три уровня когнитивной адаптации: постижение - познание - понимание. Первое происходит посредством органов чувств и представляет собой интуицию, второе на основе языка и знания, а третье – на основе мышления в форме теории. Напомню, кумулятивный ряд показывает становление, структуру и основу будущего. Познание начинается с усвоения языка и формирования опыта. Первые два уровня стихийны и апостериорны. Их методом порой называет метод проб и ошибок. На их основе возникла доктринальная наука с громадным веером конкретных способов познания. Их в целом называют эмпирическими методами – созерцания, наблюдения, экспериментов, сопоставление (сравнение)…. Их практики субъективны у авторов даже исследующих один и тот же объект, что называют плюрализмом. На этом уровне развития когнитивной базы жизни людей возникла математика для отображения множеств, величин, количества и давно уже стала нормой. Тем самым математика поднялась на уровень понимания объектов - люди могли проверить истинность утверждений на основе математических методов. Но её успех зависит от опережающего понимания качества объектов. Данный аспект познания был осознан древними греками и инициировал их предложение – разработать более развитую форму науки, названную ими теорией для системного понимания сущности явлений. Основанием теории они считали мышление - множество приемов, способов, названных диалектикой. Её основы заложил Платон, а Аристотель разработал руководство такого мышления – аналитику, топику, переименованную его последователями в логику. Платон не только указал приемы диалектики, но и практически их применил в диалогах «Пир», «Софист». На ее основе Эвклид разработал геометрию. Параллельно со становлением диалектики шло формирование эволюционизма как метода объяснения объектов на основе развития. Диалектики и эволюционисты критиковали друг друга. Эволюционисты чаще всего были эмпирическими испытателями природы, а диалектики – общественных явлений. И те, и другие имели успехи, но не стали практикой не только обыденного сознания, но и деятельности исследователей, скажем, вклад Дарвина и Менделеева в эволюционный метод. Шедевром такого подхода стала кладистика – системное объяснение на основе развития. Аналогично развивалась и диалектика. Она началась со стихийного ее применения, затем все более формирование ее приемы, способы и понимание ее как метода. Но, обычно, ее противопоставляли логике и тогда это было не эффективно. Интеграция диалектики и логики наметилась у Декарта, Лейбница и началось формирование диалектической логики (ДЛ). Представители немецкой философии внесли некоторые новации в неё, но в целом мистифицировали и не развили диалектической логики. В целом, такой подход был использован Марксом и Энгельсом, но, вопреки их мнениям и мыслям их последователей, они не в полной мере понимали ее субстанцию и поэтому не создали ДЛ. Поэтому Маркс не выполнил своего намерения сделать диалектику доступной людям со здравым рассудком, а Энгельс не писал ее руководства, о чем он специально говорил. Ленин развил их подход и попытался написать руководство по диалектическому мышлению (рукопись об элементах диалектики), и завещал своим последователям вычленить диалектику из работ Маркса и с ее помощью теоретизировать науки. Многие пытались выполнить это завещание Ленина в 1920-е и 1950-е гг., но не смогши. Так что диалектика, ДЛ не стала настоящим методом познания.
Более полувековые поиски осмысления диалектики «Капитала» стали основанием для разработки гипотезы ДЛ и ее апробации прежде всего при разработке общеэкономической науки (политэкономии 21 века). Все это опубликовано и использовано для разработки уроков логического мышления, вторая версия которых выставлена на Ютубе в 2020 году. Мой опыт подтверждает актуальность разработки ДЛ как органона теоретизации всех наук и превращения их в идеологию прогресса общества. ДЛ станет нормой обыденного сознания народа и обеспечит выживание и прогресс общества