В СССР была литература по управлению предприятиями. Не надо было иметь доступа в секретные библиотеки: у моих родителей, обычных экономистов, эти книги дома валялись в большом количестве.
Вообще, обучали разными способами, не только по книжкам, если вспомнить: учили буквально с первого класса школы. Организовывали детей, приняв их в октябрята, в звездочки (группы по пять учеников), где учителя в нормальной ситуации постоянно им давали задачи.
Продолжалось это в средних классах, где появлялись пионерские звенья, уже с постановкой конкретных задач (собрать 500 килограммов макулатуры к следующей субботе) и ответственностью старших звена за результат, хотя бы в виде отчетности перед классом.
Звенья базировались на тех же октябрятских звездочках, один из участников звена назначался старшим. То есть, 20% школьников пробовали проявить менеджерские способности. С учётом того, что считается, что в обществе должно быть 3-5% предпринимателей - отбор более чем достаточный.
В ВУЗе у всех групп был староста, тоже не последний человек, с достаточно заметной ответственностью перед сокурсниками (если думал об этом, а не просто журнал группы носил). Прочая студенческая активность, откуда вылезли ЧГК, КВН и другие виды культурного досуга, также требовали и вырабатывали отличные менеджерские навыки.
Что творилось в комсомоле не скажу, не соприкоснулся.
Ещё один институт выработки навыков: армия. Она давала опыт исполнения поручений и контроля, когда солдат то и дело оказывается (если оказывается) старшим по наряду, что вполне переносится на отношения "сотрудник-подчинённый".
То есть, к 20-22 годам в общество попадал человек, у которого неоднократно была возможность попробовать себя в руководящей роли. Если он при этом хоть как-то отличался от остальных, кто пробовал - это отмечалось. Если навыков к управлению не проявлялось - понятно, человек шёл по выбранной (или назначенной, если даже выбрать не мог) профессиональной стезе.
Литература тоже была: по управлению скотоводческими предприятиями, энергетическими, по внедрению IT в производствов (помню книгу "Эффективность управления и электронные машины" Исаева, 1964-й год, вроде). Книга "Почему фабрика работает в убыток?" Кента (классический труд по управлению предприятием и сбытом) издавалась ещё в 30-е годы, хотя и ограниченными тиражами.
Хорошо, ну а в постсоветское время?