Я бы сказал, что в основании этого убеждения лежит ненависть к чужому, то есть то же чувство, которое провоцирует драки улица на улицу, деревня на деревню. Люди, вполне инстинктивно, не любят чужих. Особенно, когда эти чужие находятся не за семью океанами, а возле тебя. Евреи за свою историю (больше 2000 лет) находились в странах диаспорами, то есть были везде чужими. И это было тем страшнее, что они [евреи] выглядели, как свои. То есть какие-то непонятные чужие рядом выглядят как твои и говорят на твоем языке. Но, в то же время, они исповедуют другую религию, говорят между собой на своем (непонятном тебе) языке. И при этом они весьма конкуренты – как люди борящиеся за существование. Такие всегда активней чем те, кто находится в стабильном состоянии. Поэтому чужаки, бежавшие из одного места в другое места, оказываются активнее, целеустремлённее, образованнее, что давало им возможность, несмотря на свою инаковость, чуждость, жить и добиваться чего-то.
Советский государственный антисемитизм выражался в виде дискриминационных норм: вроде принятия на работу и поступления в университет, это, на мой взгляд, была вполне практичная норма. Евреи воспринимались советским руководством после войны как некая «пятая колонна». Как люди, у которых потенциально могут быть связи с западом, как люди, у которых есть своя страна, потенциально враждебная советскому союзу, и так далее. Их воспринимали как людей в политическом плане ненадежных, их лояльность полностью коммунистической идеологии не принадлежала. У них была еще какая-то идентичность, кроме советской, и они ее проявили. На мой взгляд, это больше всего связано с деятельностью еврейский организаций во время войны, когда они показали еврейскую солидарность внетерриториальную, которая была полезна Сталину во время войны, но представляла для него потенциальную опасность после войны. Особенно после создания государства Израиль в 1968 году, когда советские евреи проявили невероятный энтузиазм по отношению к этому, в общем, чужому государству. И эта демонстрация двойной лояльности представляла из себя совершенно уникальную ситуацию. А позднее, в 60-х, 70-х годах, когда сотни тысяч советских евреев показали, что они были бы рады выехать из страны – это тоже способствовало негативному отношению к нелояльным советской системе гражданам. Советский антисемитизм зиждился на этом.
И в этой истории о ненависти к чужому объектом ненависти не всегда были евреи. Китайцы могли ненавидеть малазийцев, китайцев могли ненавидеть американцы, любую этническую группу, которая находится рядом с тобой и при этом другая, люди инстинктивно ненавидят. Страх к чужому – это вполне обычный человеческий инстинкт. Но любая культура и цивилизация начинаются с того, что люди пытаются определенным образом свои инстинкты культивировать, действовать не инстинктивно. Тогда они смотрят на другого человека уже как на человека, а не представителя определенной группы. И тогда любые фобии постепенно начинают исчезать, что мы и видим по отношению евреям в разных странах. Нам сегодня представить себе, что 200 лет назад была масса стран в Европе, где евреи не могли селиться – это просто невозможно, сейчас это расценивается как абсолютная дискриминация. То есть отношение каким-то образом поменялось, и то же в России. 100 лет назад евреям в Москве жить было нельзя. Близкое знакомство с чужим устраняет фобию. То есть сейчас мнение, что все евреи плохие, уже не так распространено. Поэтому все зависит от культуры и ее цивилизованности.
Израиль чудесное место. Очень хорошо что туда отправили евреев. Мир вам! 🙂